Большое экваториальное созвездие Девы: как найти, описание, звезды

Экватор звездного неба прекрасен и уникален. Именно здесь созвездие Девы простирается между Львом и Весами и выглядит прекрасным узором. Привлекательность созвездия заключается в его значительных размерах, характеристиках ярких светильников, других космических объектов: далеких галактик, двойных, переменных звезд, квазаров, местных скоплений. Эти и другие условия привлекают внимание профессиональных и начинающих астрономов, решивших изучить небесную картину.

Где находится созвездие

Большая площадь созвездия Девы и описание в различных источниках позволяют предположить, что скопление наблюдается с древности. Только Гидра благодаря своим гигантским размерам способна смело конкурировать с этой группой звезд. Поэтому найти созвездие не составит труда, особенно для опытного астронома. Чтобы увидеть чудесный рисунок в небе, не обязательно путешествовать на экватор. Деву нетрудно изучить с территории России, особенно в марте и апреле.

Созвездие Девы на небе

Созвездие Девы на небе прекрасно видно без применения специальной оптики. Он известен с древних времен и согласно древнегреческим записям олицетворяет Деметру, богиню плодородия. В древнеегипетских хрониках говорится, что осень начиналась с появления на небе определенной группы звезд. Поскольку Дева «расположена на экваторе», лучшего места для наблюдения трудно себе представить. Между тем, созвездие видно из северного и южного полушарий. Характерный узор занимает область между Львом и Весами, а соседями являются Ворон, а также Волосы Вероники.

Экваториальное созвездие Девы на карте звездного неба

О созвездии Девы известно очень много, и найти причудливый рисунок на карте звездного неба не составит труда и опытному астроному, и обычному любителю космоса. Отличным ориентиром является ручка Ковша Большой Медведицы и линия, визуально проведенная к Арктуру. Светлая Спика станет конечной точкой маршрута. Доказательством будет созвездие ворона, расположенное справа и напоминающее квадрат неправильной формы.

Созвездие на звездной карте

Как распознать созвездие Девы на небе

Уникальное созвездие легко быстро найти на небе, особенно если наблюдатель находится в странах, через которые проходит экватор: Индонезия, Мальдивы, Сан-Томе и др. причудливая группа звезд выделяется, помимо всего прочего, своим массивный размер и неспецифический, сложный рисунок. Чтобы понять, как выглядит созвездие Девы, нужно вглядеться в ясное небо, найти указанные ориентиры и зрительно представить характерный образ девушки среди россыпи светил.

Дева намного крупнее своих исторических соседей и гораздо интереснее с точки зрения рисунка объектов внутреннего космоса, представляющих значительный интерес для астрономов и астрофизиков. Спика – самая яркая звезда обозначает пучок колосьев, зажатых в левой руке. Сверху и правее другие светила: Виндемиат, Завиява, Дельта, Зета, Эта, Йота. Они символизируют другие части тела и поэтому созвездие Девы легко представить в виде образа.

Звезды созвездия Девы

Уникальное скопление космических тел хорошо видно с территории России. Лучшее время для наблюдения – середина весны. Созвездие впадает в южное полушарие в марте-апреле и открыто для изучения. Первая половина лета, конец осени, зима, весна хорошо подходят для создания научных статей, ведь группа звезд расположена в средних широтах. Астрономы отмечают еще один примечательный факт – в период с 16 сентября по 30 октября Солнце проходит через указанное созвездие.

Наиболее ярчайшие звезды созвездия Девы

Самая заметная звезда в созвездии Девы называется Спика (А, В). На карте звездного неба он расположен слева, внизу и олицетворяет пучок колосьев. Научно доказано, что это двойная система, основным объектом которой является голубой субгигант спектрального класса B1. Компаньоном Jomfru A является светильник меньшего размера с аналогичной классификацией — B2. Расположение звезд достаточно близкое, а орбита, по последним данным, эллиптическая.

Спика — самая яркая в созвездии Девы считается не единственным видимым с Земли источником света. Среди прочих звезд принято выделять: Завияму, Порриму, Минелауву и Виндемиатрикс. Космические тела различны: по яркости, массе, параллаксу, удаленности от планет земной группы. В списке открытых светил наибольший интерес для астрономов представляет двойная звезда Виндемиатрикс. Спутник желтого гиганта — объект спектрального класса K0.

Главная в созвездии звезда Спика или α Девы (Альфа Девы)

Самое большое и яркое тело в созвездии:

• расстояние до планет земной группы 80,3296 парсек;
  • температура 22/18 К;
  • вращение 130 км/с;
  • правый подъем 13ч 25м.

Спика Стар

Расстояние между спутниками составляет 0,12 астрономических единицы.

Звезда Завийява или β Девы (Бета Девы)

Бледно-желтый космический объект ниже головы с характерным звездчатым узором:

• расстояние до Солнца 11,0377 парсек;
  • температура 6140 К;
  • вращение 4,3 км/с;
  • прямой подъем 11 ч 50 м.

Завиява звезда

Недавние наблюдения позволяют сделать вывод, что на орбите больше планет.

Вторая по яркости звезда Поррима или γ Девы (Гамма Девы)

По последним расчетам установлено, что звезда относится к двойной системе и входит в список ближайших объектов этого класса.

Компоненты представляют собой желто-белые светильники с одинаковым спектральным классом F:

• расстояние до Земли 11,6509 парсек;
  • температура 7043 К;
  • вращение 31, 36 км/с;
  • прямой подъем 12 ч 41 м.

Звезда Порримы

Его близость к эклиптике позволяет покрывать Порриму естественным спутником Земли.

Звезда Минелаува или δ Девы (Дельта Девы)

Доступность для наблюдения без помощи астрономической оптики.

Красный гигант относится к спектральному классу М3:

• расстояние до планет земной группы 60,7071 парсек;
  • температура 3999 К;
  • вращение 6,0 км/с;
  • правый подъем 12 ч 55 м.

Полученные данные позволяют утверждать, что Минелаува также является двойной звездой.

Звезда Виндемиатрикс или ε Девы (Эпсилон Девы)

Считается третьим по яркости источником света, относится к желтым гигантам спектрального класса G8:

• расстояние до Солнца 31,028061 парсек;
  • температура 4990 К;
  • вращение 2,3 км/с;
  • прямой подъем 13х2м.

Звезда Виндемиатрикс

Ярче в этом созвездии сияют только Спика и Поррима. Звезда, вероятно, принадлежит к группе Гиад.

Известные объекты глубокого космоса в созвездии Девы

Дева считается большим созвездием, и поэтому, помимо различных звезд, астрономы интенсивно изучают другие космические тела, аномалии и т д. Наибольший интерес представляют астеризмы, эллиптические, спиральные галактики и ярчайший квазар 3С 273. По общепринятой информации, именно он стал первым идентифицированным объектом этого класса.

Небесный экватор проходит через созвездие. Он разделяет южное и северное полушария. Только голова немного приподнята к северу, что позволило астрономам сделать множество уникальных открытий. Например, между ε и υ звездами установлено скопление большого числа галактик. По выводам исследователей, в этой области находится центр сверхгалактики. Гигантское облако состоит из двух с половиной тысяч различных систем.

Скопление в созвездии Дева

Дева известна еще одним скоплением галактик — Девой. Он имеет более 1500 гравитационно связанных звезд и расположен на расстоянии 18089482,234 парсека от Солнца. Космические объекты включены в локальную группу из-за их малой удаленности. Относительно близкое расположение галактик считается доминирующим из-за местного скопления. То есть гравитационные силы позволяют воздействовать на другие далекие звездные системы.

Скопление галактик в Деве

Мессье 49 (М 49 или NGC 4472)

Эллиптическая галактика — одна из самых ярких таких групп в описываемом созвездии. Интенсивное воздействие на другую гравитационно связанную систему звезд — М59, позволило ученым сделать вывод о «самостоятельности» скопления. Среди примечательных объектов — сверхмассивная черная дыра, расположенная в центральной части NGC 4472. Такой вывод сделан на основе данных, полученных с телескопа Хаббл.

Мессье 58 (М58 или NGC 4579)

Примечательной особенностью галактики является наличие сверхновой. Гравитационно связанная группа звезд принадлежит к скоплению подобных объектов в Деве. Observer Messier 58 выпускается в непрофессиональном телескопе с апертурой 150-200 мм. Внешне NGC 4579 напоминает овал с нечеткими краями. Используя хорошую оптику, вы можете увидеть ядро. М58 удалена от Земли на расстояние 19009286,416 парсек.

Месье 58

Двойная галактика Сомбреро – Мессье 104 (М104, NGC 4594)

Такое звучное название спиральная галактика получила из-за характерной формы, которая откровенно напоминает испанский широкополый головной убор. По последним данным, полученным с телескопа Спитцер, удалось идентифицировать вторую галактику, расположенную внутри первой. Считается, что в центре NGC 4594 находится сверхмассивная черная дыра. Мессье 104 находится на краю нашей планеты, поэтому детальное изучение галактики несколько затруднительно.

Спиральная галактика Сомбреро

Уникальный квазар 3C 273

Среди других загадочных внегалактических тел, находящихся в созвездии, необходимо отметить наличие квазара 3С 273. Расстояние космического объекта от Солнца составляет 613202787,6071 парсек. Невероятно мощный источник энергии был обнаружен астрономами в 1963 году и, несмотря на дату открытия, является предметом дальнейшего изучения. Большое расстояние затрудняет изучение квазара. Между тем ученым удалось причислить его к самым ярким и близким блазарам.

Квазар 3С 273

Двойная галактика М86

Эллиптическая галактика расположена в центральной части созвездия и входит в скопление Девы. Гравитационно связанная группа звезд приближается к Млечному Пути со скоростью 245 км/с. По последним данным, расстояние до М86 составляет около 17169678,053 парсека. Наблюдения ученых позволили идентифицировать нити горячего газа с ионизированным водородом. Открытие позволило предположить наличие моста между двумя галактиками Мессье 86 и NGC 4438.

Двойная галактика M86

Галактика Дева A

Среди далеких межгалактических объектов созвездия Джомфру А считается одним из крупнейших. Галактика относится к классу E (эллиптическая) и относится к сверхгигантам в местном сверхскоплении. По яркости он занимает второе место. Ядро питается от массивной черной дыры. Пространственно-временная область является источником рентгеновских лучей и излучает лучи из-за своего размера. Энергетическая плазма, выброшенная из центра, распространилась на 1502,347 парсек.

Галактика Дева А

Популярная мифология, связанная с созвездием Девы

О происхождении названия созвездия можно судить по сохранившимся источникам. По одной легенде, древние греки отождествляли деву с прекрасной Деметрой, богиней плодородия, а по другой она связана с юной Персефоной. Персефона каждый год возвращалась из царства Аида, и на землю приходила весна, когда все оживало, расцветало.

С созвездием Девы связана еще одна интересная легенда. Древнегреческий миф гласит, что Астрея, богиня справедливости, дочь Фемиды и бога Зевса, навсегда покинула землю, потому что постепенно разочаровалась в людях из-за царивших подлостей, жадности и скупости. Она вознеслась на небо и стала знаменитым созвездием, помещенным между Львом и Весами — символом цели и справедливости.

Большое экваториальное созвездие Девы: как найти, описание, звезды

Изображение созвездия в древнегреческом атласе

Итог

Найти на звездном небе большое экваториальное созвездие Девы несложно. Достаточно определить ручку ковша Большой Медведицы и визуально провести линию от Арктура до Спайка, самой яркой звезды. Находясь на территории России, наблюдать за Богородицей можно круглый год. Лучшее время для учебы – март-апрель.