Чем отличаются гелиоцентрическая и геоцентрическая модели мира, почему система Коперника произвела научную революцию и ответы на многие другие вопросы

Гелиоцентрическая система мира постулирует, что солнце является точкой, вокруг которой вращаются все объекты в солнечной системе. Земля же вращается одновременно вокруг своей оси и вокруг Солнца, находящегося в постоянном положении по отношению к другим звездам. В статье рассказывается, что такое гелиоцентрическая система, кто ее автор и как изменилось отношение к ней.

В чем разница между гелиоцентрической и геоцентрической моделями мира, почему система Коперника совершила научную революцию и ответы на многие другие вопросы

Особенности гелиоцентризма

найти «центр Вселенной» можно только в том случае, если он имеет конечный размер. Только гелиоцентрическая система предполагает наличие во Вселенной некоего «центра», которым является Солнце.

Гелиоцентрическая система оперирует терминами «внешние» и «внутренние» планеты. К последним относились Меркурий и Венера. Гелиоцентрическая система Коперника использует годовые параллаксы небесных тел (изменения видимых координат звезд).

Гелиоцентризм в античный период, Средневековье

Предположение, что не земля, а солнце есть некая центральная точка мира, берет свое начало еще в Древней Греции. Ученые того времени предполагали, что наша планета вращается вокруг своей оси, а центром, вокруг которого вращаются Марс и Венера, является Солнце.

Такие важные предположения сделал выдающийся астроном древности Аристарх Самосский в 3 веке до н.э.

1. Земля вращается вокруг главной звезды Солнечной системы. Это следует из того, что размеры дневного светила превышают размеры Земли. Сам Аристарх производил расчеты размеров небесных тел.
  2. Астроном также предположил, что орбита нашей планеты является точкой, в которой определяются расстояния до других звезд.

Эти мысли не были популярны в древние времена. Но теория гомоцентрических сфер была широко распространена. Как считали ученые Аристотель, Каллипп и Евдокс, все небесные тела «закреплены» на связанных между собой сферах. У них был единый центр — Земля. А древнегреческий ученый Птолемей утверждал, что именно Земля находится в центре всей планетной системы. Геоцентрическая система, утвержденная этим ученым, оставалась единственно правильной более 1300 лет.

Геоцентрическая модель Птолемея

В средние века система Коперника подвергалась беспощадной критике со стороны католической церкви. При этом господствовало так называемое геоцентрическое мировоззрение. Он утверждал, что Земля является центром мира. Это предположение возникло на основе ежедневных наблюдений за светилами: ведь люди видели солнце, которое вставало с одной стороны, всходило, делало на небе круг и заходило с противоположной стороны. Точно так же двигались звезды ночью.

Многие идеи о геоцентризме пришли из библейских историй и притч. А то, что написано в Библии, воспринималось как непререкаемый догмат.

Научный переворот Николая Коперника

В XVI веке ученый с мировым именем Николай Коперник в своем научном труде «О вращении небесных тел» доказал, что Земля вращается вокруг Солнца. Он также объяснил суточные циклы вращением планеты вокруг своей оси. Ученого, являющегося автором гелиоцентрической системы мира, стали называть «изменителем Земли».

Николай Коперник

Учение Коперника позволило объяснить подобные явления.

1. Ретроградное движение планет.
  2. Движение нашей планеты вокруг своей оси.
  3. Прелюдия к равноденствию. Каждый год весеннее равноденствие наступает примерно на 20 минут раньше.
  4. Изменения наблюдаемой яркости и размеров планет.

Коперник утверждал, что звезды находятся на очень большом расстоянии от Земли — гораздо большем, чем другие планеты Солнечной системы. Он же определил примерные размеры Луны, Солнца, а также период обращения Меркурия по орбите.

Насколько точна новая система

Птолемеевская система была бессистемной, раздробленной и лишенной внутреннего единства. Он предусматривал изучение каждой планеты в отдельности с использованием математических моделей. С его помощью можно было лишь приблизительно вычислить расположение небесных тел

Гелиоцентризм произвел революцию в представлении о Солнечной системе и звездах. Это было гораздо проще и понятнее, чем геоцентризм. На ее основе были составлены «прусские таблицы», более точно рассчитана продолжительность тропического года.

Однако в гелиоцентрической системе были недостатки. Так Коперник высказал гипотезу о том, что движение Земли имеет постоянную скорость, а другие небесные тела движутся по своим орбитам с разной скоростью.

Последователи и противники учения Коперника

Основатель нового мировоззрения имеет большое количество последователей. Первым из них был виттенбергский математик Георг Джон Ретик. Ученый передал ему рукопись открытия. Затем итальянский философ Джордано Бруно, последователь Коперника, доказал, что звезды — это небесные тела, подобные Солнцу.

Итальянский астроном Галилео Галилей доказал, что Земля никогда не находилась между Меркурием, Венерой и Солнцем.

Датский астроном Тихо Браге был автором геогелиоцентрической системы. Он утверждал, что звезды, луна, солнце вращаются вокруг земли и другие тела вокруг солнца.

Физик Иоганн Кеплер в своих трудах сделал несколько открытий, подтверждающих и развивающих идеи гелиоцентрической модели:

• плоскости орбит планет пересекаются в месте нахождения центральной звезды Солнечной системы;
  • орбитальная скорость Земли периодически изменяется;
  • орбиты планет эллиптические.

Тогда были сформулированы законы Кеплера, которые математически описывали законы планетарной циркуляции.

Противники Коперника опровергли его теорию. Они считали, что если бы Земля вращалась вокруг своей оси, планету разорвала бы чудовищная центробежная сила. Они также утверждали, что небесные тела не имеют массы.

Отношение церкви

Церковь не принимала новых идей. Более того, она объявила Коперника и Бруно еретиками. И если Копернику относительно «повезло», так как после инквизиции он был арестован и находился дома, то Джордано Бруно был сожжен на костре.

Утверждение гелиоцентризма

В результате доказательства вращения Земли вокруг своей оси стало возможным отрицать существование небесных сфер. Благодаря работам Кеплера было установлено, что планеты движутся за счет гравитационного влияния Солнца. Описанные расчеты были подтверждены Исааком Ньютоном, открывшим земное притяжение.

С развитием научных знаний гелиоцентризм находил все больше и больше аргументов в поддержку. В 1728 г английский астроном Дж. Брэдли установил, что размытие изображения звезды происходит в результате световых отклонений. В 19 веке известный ученый В. Струве наблюдал параллаксы звезд. Это утвердило новый взгляд на мир и заменило старую систему.

Гелиоцентрическая система, впервые разработанная еще в III веке до нашей эры древнегреческими учеными и возрожденная в новое время Коперником, произвела переворот в мировоззрении человека. Она позволила установить законы движения планет. Разработанная система легла в основу открытия закона всемирного тяготения. Гелиоцентризм также способствовал прорыву в астрономии, пониманию бесконечности Вселенной и окончательному разрыву между наукой и религией.