Как найти Большую Медведицу, сколько в ней звёзд, сколько световых лет до самой далёкой галактики в созвездии и другие интересные факты

Большая Медведица — одно из самых известных и узнаваемых созвездий, которое легко найти на ночном небе. Он виден во всем Северном полушарии. В древние времена он был отличным ориентиром для путешественников. Теперь она представляет значительный научный интерес для астрономов. Благодаря исследованиям Большой Медведицы становятся доступными тайны космоса.

Как найти Большую Медведицу, сколько в ней звезд, сколько световых лет до самой далекой галактики в созвездии и другие интересные факты

Описание

Это довольно крупное созвездие, занимающее 3% неба. Он занимает площадь 1279 квадратных градусов. Созвездие вращается вокруг α Малой Медведицы (Полярной), хорошо видимой ночью. В средних широтах Северного полушария она всегда видна и никогда не прячется за горизонт.

В созвездии Большой Медведицы 7 звезд, которые выделяются своей яркостью среди других объектов. Глубокой ночью они выглядят отчетливо и образуют форму «ковша». Название на латыни — Ursa Major, UMa. Рядом с Большой Медведицей видны следующие созвездия:

• Собаки Собаки;
  • Жирафа;
  • Дракон;
  • Лев;
  • Волосы Вероники;
  • Львенок.

Ярчайшие звезды Большой Медведицы

В этом созвездии 125 звезд. Самыми яркими являются 7 звезд, образующих знакомую всем форму. Их имена заимствованы из арабского языка. Вместе они образуют астеризм под названием Большая Медведица. С помощью современных технологий ученые могут детально изучить эту часть неба. С помощью ярких звезд Большой Медведицы можно легко ориентироваться на местности.

Дубхе

Дубхе — двойная звезда, альфа Большой Медведицы. Название означает «медвежья спина». Расстояние до источника света от Земли составляет более 120 световых лет. Главный компонент А в звездной системе принадлежит оранжевым гигантам. Возраст звезды неизвестен, поскольку ее нет на главной последовательности. Компонент B представляет собой небольшой бело-желтый карлик главной последовательности.

Двойная звезда Дубхе

Масса звезды А в 5 раз больше массы Солнца, а масса звезды В составляет лишь одну шестую массы Солнца. Радиус соответственно в 30 раз больше и 1/3 солнечного. Оранжевый гигант немного холоднее Солнца: температура его поверхности 4700 °К. Карлик раскален до 6500 °К.

Размер Дубхе 1,09. Этот показатель делает его вторым по яркости светилом после Большой Медведицы. Штуцер легко найти на верхней части ведра.

Мерак

Размер этого субгиганта составляет 2,34. Название приспособления означает «нижняя часть спины» или «пах». Масса звезды в 2,6 раза больше массы Солнца. Мерак продолжает поглощать материю из окружающего молекулярного облака. Радиус звезды в 3 раза больше, чем у Солнца, а температура превышает 9800 °К. Мерак находится на расстоянии 96 световых лет от нашей планеты. Хотя это и не самая яркая звезда, она примерно в 70 раз ярче Солнца.

Вполне вероятно, что водород будет гореть в недрах звезды еще около полумиллиарда лет. Затем гелий начнет гореть в кишечнике. Этот процесс займет еще 200 миллионов лет. Звезда начнет остывать и увеличиваться в размерах, пока не станет красным гигантом.

Фекда

Размер 2,41. В переводе с арабского название приспособления означает «бедро». Фекда — шестой по яркости объект в астеризме. Находится в его нижней части. Звезда находится на расстоянии около 110 световых лет от Земли. Считается, что у Фекды может быть экзопланета — газовый гигант с размерами в 80 раз больше Юпитера.

Масса звезды в 4 раза больше массы Солнца, а ее радиус примерно во столько же раз больше, чем у Солнца. Возраст звезды 320 миллионов лет, а температура примерно 9500 °К.

Мегрец

Мегрец — это дельта Большой Медведицы с величиной 1,4. В переводе с арабского означает «основание хвоста». Масса превышает массу Солнца в 2,5 раза, а радиус примерно вдвое больше. Его возраст чуть меньше 400 миллионов лет, а температура фотосферы превышает 8500 °К.

Расстояние до Земли более 80 световых лет. В Большой Медведице это самая темная звезда.

Алиот

Алиот — эпсилон медведя. Расстояние от Земли составляет примерно 80 световых лет. Это самая яркая звезда в Большой Медведице. Его масса в 2,91 больше, чем у Солнца, а радиус в 4 раза. Поверхность этого небесного тела нагревается до 10 800 °К.

Звезда относится к классу горячих белых субгигантов. Имя означает «Курдюк».

Мицар

Мицар — Зета Урса. Это вторая звезда с конца «ручки ковша». В переводе с арабского означает «пояс». Расстояние от Земли составляет примерно 78 световых лет. Люди с отличным зрением могут увидеть рядом с Мицаром еще одну звезду — Алькор. Возможность увидеть эту звезду — способ проверки остроты зрения.

Мицар — двойная звезда. Видимый размер чуть больше 2. Суммарная масса светила примерно в два раза больше массы Солнца.

Алькаид, или Бенетнаш

Это третья по яркости звезда в Большой Медведице. Полное имя означает «вождь скорбящих». Находится на конце «ручки ковша». Примечательно, что это одна из самых горячих звезд, доступных человеческому зрению без применения оптических приборов. Температура поверхности Бенетнаша составляет 22 000 °К. Расстояние до Земли более 100 световых лет.

Созвездие Большой Медведицы изображено на флаге Аляски.

Объекты, расположенные вне Млечного пути

Созвездие содержит удаленные объекты, представляющие значительный интерес для астрономов. Наиболее известные из них иначе называются галактиками Мессье.

Галактика Боде (М81)

Это яркая спиральная галактика, расположенная на расстоянии 11,8 млн световых лет от Земли. Это самая близкая к местной группе. Имеет правильную форму, заметные рукава, которые доходят почти до середины. Отличается легким блеском. Впервые обнаружен ученым И. Боде в 1774 г.

Большая часть галактического излучения, видимого в инфракрасном спектре, исходит от космической пыли. Он расположен в спиральных рукавах и связан с процессами звездообразования. Содержит не менее 250 миллиардов звезд. В центре находится огромная черная дыра с массой в 70 миллионов раз больше массы Солнца.

Галактика Боде

В галактике Боде астрономы обнаружили сверхновую SN1993J. Скопление находится в гравитационном взаимодействии с галактиками М 82 и NGC 3077. Благодаря этому между ними можно обнаружить образования в виде нити. Астрономы могут наблюдать, как межзвездный газ втягивается в центры этих галактик. Все это свидетельствует об активных процессах звездообразования.

Боде виден человеческому глазу в бинокль; в этом случае будет видна небольшая точка света. С помощью более мощных телескопов человеческому глазу доступны границы и ядро ​​этого звездного скопления.

Галактика Сигара

Другие названия — M82, NGC 3034. Это спиральная галактика в 12 миллионах световых лет от нашей планеты. Он имеет вытянутую форму, из-за чего и получил свое название. Наблюдения в инфракрасной части спектра показали, что галактика имеет 2 спиральных рукава. В центре находится объемное, массивное образование — огромная черная дыра, масса которой в 30 миллионов раз превышает массу Солнца.

Галактика Сигары
Источник: nasa.gov

Сигара взаимодействует с соседней галактикой Бозе. Наблюдения показывают наличие в нем центров активного звездообразования. Здесь же была обнаружена сверхновая SN 2014J.

Если посмотреть на ночное небо в бинокль, то можно увидеть галактику в виде тонкой полоски. Но чтобы наблюдать за ядром и темными пятнами этого скопления, нужен телескоп. Лучшее время для наблюдения за галактикой — весна.

В созвездии Большой Медведицы есть много других галактик. Расстояние до ближайшего звездного скопления составляет примерно 7 миллионов световых лет.

Туманность Сова

Эта туманность находится на расстоянии примерно 2,6 тысячи световых лет. Основная звезда в туманности весит 0,7 массы Солнца, но имеет впечатляющую температуру поверхности в 123 тысячи градусов по Кельвину. Вокруг звезды находится гелий, водород, азот, небольшое количество серы. Суммарная масса газообразования примерно в 7,5 раз легче Солнца.

Сова туман

Возраст туманности около 8 тысяч лет. Центральная звезда успела израсходовать водород и стала белым карликом. Во время коллапса красного гиганта внешняя оболочка вытолкнулась наружу, выбрасывая вещество в двух направлениях. Наблюдатель видит эти струи как два «глаза совы».

Туманность можно наблюдать с помощью любительских оптических приборов. В более мощный телескоп можно увидеть «глаза» этого объекта и красный ореол.

Галактика GN-z11

Это звездное скопление было обнаружено в 2016 году. Свет от него шел к Земле 13,4 миллиарда лет. Из-за расширения Вселенной ее сопровождающее расстояние до Земли составляет невероятные 32 миллиарда световых лет. Скорость отступления галактики чуть меньше скорости света. Известно, что GN-z11 в 25 раз меньше Млечного Пути.

Галактика GN-z11

На сегодняшний день эта галактика является самым удаленным от Земли объектом. Другие объекты Большой Медведицы находятся гораздо ближе к нашей планете.

Как представляли созвездие разные народы мира

Большая Медведица – созвездие, известное с древних времен. Народы, жившие в то время, видели созвездие по-разному.

Египтяне

Этот древний народ одним из первых в мире заинтересовался звездами. Возраст некоторых записей составляет 5 тысяч лет. Египтяне первыми открыли созвездия: эта система была заимствована, особенно современной наукой.

Альфа Драко был полярной звездой в то время. Поскольку он был неподвижен, египтяне считали, что поблизости от него живут боги. Вместо ведра увидели «бычью кость». Сет, бог войны и смерти, стал этим животным и убил Осириса. За это Гор, сын Осириса, имевший 40 голов, отрезал себе ногу.

Китайцы

Китайские астрономы разделили небо на 28 секторов. Луна проходит через них во время своего месячного обращения вокруг земли. В середине неба, где находится Полярная звезда, китайцы помещали императора. Рядом с центром находятся 7 самых ярких звезд — в пределах фиолетового забора. Этот забор также можно описать как часть колесницы императора Шанди.

По площади Большая Медведица является одной из крупнейших и находится на 3 месте. Только Гидра и Дева крупнее его.

Индийцы

В Древней Индии астрономия развивалась, хотя и не так интенсивно, как, например, математика. Знания древнеиндийских астрономов развивались под влиянием Греции и Китая. Итак, в представлении ученых Луна проходит через несколько станций — накшатр, а их 27 — 28. Это очень напоминает науку о звездах в Китае.

У древних индусов Полярная звезда находилась в особом месте. Авторы Вед считали, что именно здесь находился дом самого Вишну. А большой медведь, лежавший рядом с ним, казался жилищем семи волхвов. Они родились от Брахмы. Это божество, согласно древнеиндийской мифологии, является прародителем всего живого на земле.

Греки

Уже во втором веке до н.э. В звездном каталоге Птолемея значилось 48 созвездий. Среди них Большая Медведица была на почетном месте. Упоминания о нем можно найти и у Гомера. Автор назвал созвездие «колесницей». Древние греки видели в небе медведя, с которым было связано множество мифов.

Американские индейцы

Мифическая история ирокезов повествует о трех охотниках, которых символизируют три звезды, составляющие ручку ковша. Алиот — охотник, натягивающий лук и стрелы. Мицар — охотник, который носит посуду для приготовления мяса (на самом деле раса Алькор выступает в роли котла). Бенетнаш — охотник, который носит дрова.

Ковш Большой Медведицы осенью находится низко над горизонтом. В рассказах древних ирокезов есть рассказ о том, что в это время года кровь подстреленного медведя стекает вниз и окрашивает деревья в кроваво-красный цвет.

Как найти Большую Медведицу

Без астрономического оборудования трудно найти почти все созвездия. Но этого нельзя сказать о Большой Медведице. «Ведро» легко узнаваемо на небе, поэтому определить его несложно даже человеку без знаний астрономии.

В конце лета и начале осени астеризм находится в северной части неба. Любительские астрономические наблюдения лучше проводить в полночь за городом. Здесь на открытой местности наблюдениям не будет мешать свет машин и улиц.

Из-за вращения Земли вокруг Солнца меняется положение созвездия Медведицы. Так что зимой ручка ковша постепенно начинает прогибаться. Само созвездие перемещается в северо-восточную часть неба.

Весной совок снова меняет положение, так что человеку, непосвященному в тайны астрономии, бывает трудно его найти. Большая Медведица стоит высоко в небе, при этом ковш обращен на запад, а «ручка» на восток.

Жителям северных районов труднее всего найти звезды Большой и Малой Медведицы летом, в короткие ночи.

Астеризм Большой ковш

Это самый узнаваемый астеризм на ночном небе. Рисунок созвездия Большой Медведицы известен с незапамятных времен под разными названиями — Лось, Плуг, Повозка и другие. Названия звезд Большой Медведицы имеют арабское происхождение.

Часто астеризм путают с самим созвездием. Это не так: ковш — лишь часть созвездия, в которое входят самые яркие светила. Большая Медведица занимает гораздо большую часть неба.

Астеризм виден по всему Северному полушарию и в некоторых частях Южного полушария (до 30° ю.ш.). В большинстве регионов Северного полушария Большая Медведица никогда не опускается за горизонт.

Астеризм является ориентиром для поиска Арктура, Спайка, Альфарда, Капеллы, Полярной звезды. У Большой Медведицы легко можно найти созвездия Льва, Малой Медведицы, Гидры, Возничего, Близнецов.

Примерно через 50 тысяч лет положение звезд в созвездии Большой Медведицы изменится. Больше всего это будет ощущаться на ручке.

Как найти Полярную звезду по Большой Медведице

Альфа Малой Медведицы показывает направление на север. Как только вы узнаете, как его найти, вы сможете безопасно ориентироваться ночью без компаса. Высота звезды над горизонтом соответствует географической широте местности.

Полярная звезда находится прямо над Северным полюсом. То есть, если бы наблюдатель находился в этой точке земного шара (широта 90°), звезда была бы точно над головой — в зените. Только на Северном полюсе находится Полярная звезда посреди неба. Чем ближе к экватору, тем ниже высота.

Чтобы найти Полярную звезду, вы должны сначала найти характерное ведро. Самая широкая часть образована мераком и дубхе (первый внизу, а второй вверху). Если мысленно нарисовать созвездие Большой Медведицы, то его «ручка» будет слева, а широкая часть справа. На нем нужно найти две яркие звезды. Проводим линию от менее яркого (мерак) к более яркому (дубхе). На этой линии находится Полярная звезда. Оно очень яркое, поэтому наблюдателю будет сложно ошибиться.

Ориентирование с помощью ковша

Найдя Полярную звезду описанным выше способом, проведите отвес к Земле. Это направление на север. Зная расположение севера, легко найти другие части света.

Когда наблюдать Большую Медведицу

В умеренных широтах это созвездие можно увидеть круглый год в течение всей ночи. Весной создаются отличные условия для астрономических наблюдений. В это время созвездие находится высоко в небе. Летними ночами созвездие также хорошо видно, но на широтах севернее Москвы видимость резко ухудшается: небо остается светлым. Но осенью созвездие видно в худшем виде.

Мифические рассказы о созвездии

Народы мира сформировали множество мифов о происхождении Большой Медведицы. Так древние греки связывали происхождение созвездия с трагической историей Каллисто, нимфы, дочери правителя Аркадии Ликаона. Зевс соблазнил ее, и от этой любви родился сын Аркад. Новость разозлила ревнивую жену Зевса, богиню Геру. Она отомстила своей хозяйке, лишила ее привлекательности и превратила в страшную медведицу.

Аркад, увидев зверя в своем доме, хотел пустить в него стрелу: он и не подозревал, что перед ним перевоплощается родная мать. Зевс предотвратил убийство и вознес возлюбленную на небо. При этом он поместил рядом с ней сына — так появилась Малая Медведица.

Гера продолжала мстить неразлучнику даже после ее смерти. Она обратилась к Посейдону с просьбой запретить медведям выходить в море. Поэтому они никогда не смогут утолить свою жажду. Но бог моря сжалился и пускал их за горизонт один раз в день. С тех пор Большая Медведица и Малая Медведица путешествуют по ночному небу и указывают путь.

Еще одна легендарная история также связана с Зевсом. Трагическая история началась сразу после рождения верховного божества. Его отцом был Крон. Он ел своих детей, чтобы они не сели на его трон. Последнего сына, Зевса, спасла его мать Рея. Она больше не могла смотреть, как умирают ее дети. Рея отправила на Крит двух медведей. Поскольку они заботились о Зевсе, они были взяты на небеса.

Интересные факты о Большой Медведице

Любителям звездного неба предлагается несколько фактов о созвездии Большой Медведицы.

1. Ближайшая к Земле звезда — Южная Алула на расстоянии 29 световых лет. Его можно увидеть только в телескоп.
  2. В той части неба, где находится созвездие, можно найти множество интересных объектов: переменные и двойные звезды, галактики, планетарные туманности.
  3. Созвездие было точным и неизменным компасом для древних мореплавателей. Греки плавали, используя выравнивание звезд. Финикийцы же ориентировались по Малой Медведице, так как она точнее указывала северное направление.
  4. В 2016 году был открыт один из самых далеких объектов, входящих в состав Большой Медведицы, звездное скопление GN-z11. Расстояние до него составляет 13,4 миллиарда световых лет.
  5. Здесь была обнаружена звезда, похожая на Солнце, вокруг которой вращаются планеты. Не исключено, что на них возможна жизнь.

Созвездие Большой Медведицы легко найти на ночном небе даже новичкам. С помощью Большой Медведицы легко ориентироваться на местности ночью и находить направление на север. Созвездие содержит объекты, которые находятся на расстоянии миллионов световых лет от нашего космического дома. В будущем их изучение поможет разгадать тайны происхождения Вселенной.