Когда и как появилась Солнечная система, где она находится в галактике Млечный Путь, с какой скоростью движется и другие интересные факты

Солнечная система начала формироваться 4,6 миллиарда лет назад. Внутри облака пыли и газа образовалась звезда, а позже вокруг нее появились другие небесные тела. Структура нашей планетной системы делится на 2 области: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя состоит из 4 планет, подобных нашей Земле и поясу астероидов, а внешняя содержит 4 газовых гиганта и другие небесные тела.

Когда и как возникла Солнечная система, где она находится в Млечном Пути, с какой скоростью движется и другие интересные факты

Формирование и эволюция Солнечной системы

Возраст Солнечной системы составляет примерно 4,6 миллиарда лет. Образованию Солнца в космосе способствовало резкое сжатие облака, которое состояло из осколков астероидов, пыли, мельчайших частиц и газа. Первые объемы облака предположительно равнялись нескольким световым годам, и таким образом оно стало прародителем некоторых звезд.

В результате сжатия под действием силы тяжести облако уменьшилось, а скорость вращения увеличилась. В центральной части температура все время повышалась, а по краям снижалась. Постоянное движение вокруг оси, перепад температур и гравитационное сжатие приводили к изменению скорости и направления движения из-за уплотнения газообразования. В результате образовался протопланетный диск диаметром около 200 а.е., состоящий из пыли и газа, с горячей протозвездой в центральной части образования.

Этапы возникновения Солнечной системы

Принято считать, что Солнце на этом этапе своей эволюции было похоже по своим свойствам на звезды типа Т Тельца. Из наблюдений видно, что звезды этого типа часто окружены образованиями, из которых в будущем могут образоваться планеты.

За 60 миллионов лет плотность содержания водорода в центральной части звезды увеличилась и начались термоядерные процессы. В результате стабилизировались температура, гравитационное давление и плотность ядра, установилось гидростатическое равновесие. На этом этапе завершилось формирование звезды.

Солнце постепенно сжигает свои запасы водорода, и, следовательно, энергия, которая стабилизирует и поддерживает ядро, постепенно истощается, в результате чего звезда сжимается. Это приводит к постоянному увеличению светимости примерно на 10% каждые 1,1 миллиарда лет.

По мнению ученых, водород внутри солнечного ядра превратится в гелий примерно через 6,5-7 миллиардов лет. Эта стадия превратит Солнце в субгиганта, а через 500 миллионов лет внешние слои звезды расширятся. Подъем и рост внешних слоев приведет к новой стадии переформирования, и Солнце станет красным гигантом.

Ученые прогнозируют, что после увеличения объема Солнце поглотит все близлежащие объекты, включая ближайшие планеты: Меркурий и Венеру. Возможно, Земля не будет поглощена, но в любом случае она не избежит разрушительного воздействия и не станет мертвой планетой.

Жизненный цикл солнца

Гораздо позже в результате неустойчивых тепловых реакций внешние слои Солнца со временем растянутся в космос и сформируют новую планетарную туманность. И вместо солнца останется лишь маленькое ядро, которое сначала превратится в белого, а затем в черного карлика.

Состав Солнечной системы

Солнечная система включает в себя следующие космические объекты:

• планеты и их спутники;
  • блуждающие кометы;
  • пояса астероидов;
  • метеоры;
  • кентавры;
  • туманности;
  • карликовые планеты.

Некоторых людей смущает вопрос «сколько планет в Солнечной системе?». Это связано с тем, что в 2006 году Плутон был переведен в разряд карликовых планет. В настоящее время в Солнечной системе насчитывается 8 планет, вращающихся вокруг единственной звезды нашей системы — Солнца.

Планеты Солнечной системы по порядку:

1. Меркурий;
  2. Венера;
  3. Земля;
  4. Маршировать;
  5. Юпитер;
  6. Сатурн;
  7. Уран;
  8. Нептун.

Существует гипотеза о девятой планете Солнечной системы, которая якобы была обнаружена на краю галактического пространства. Но эта информация является теоретической и не имеет документации, поэтому объект не имеет классификации, названия и официального статуса. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий, самая дальняя – Нептун.

Солнце

Солнце — звезда I типа или желтый карлик класса G2. На начальном этапе формирования светимость Солнца составляла около 60% его текущего диапазона. На диаграмме Герцшпрунга-Рассела Солнце находится примерно посередине. Но она постепенно набирает яркость и, по мнению ученых, через 100 миллионов лет сместится от центра диаграммы и будет располагаться выше и левее.

Опубликовано НАСА (@nasa)

Влияние Солнца распространяется на все планеты Солнечной системы. Без воздействия высвобождаемой энергии жизнь на нашей планете никогда бы не зародилась. Чем ближе планета к Солнцу, тем выше температура на поверхности. Вот почему Нептун и Уран — ледяные гиганты, а на Меркурии и Венере температура намного выше средних значений, при которых может возникнуть жизнь.

Межпланетное пространство

Планеты Солнечной системы не вращаются в абсолютной пустоте. Все межпланетное пространство заполнено различными небесными телами, космической пылью, кометами и метеорами.

Все объекты движутся по своим траекториям. Нарушение скорости или пути движения может привести к столкновению и разрушению. Фрагменты тел продолжат вращаться и двигаться по другой траектории или будут притягиваться более крупными космическими объектами.

Помимо вышеперечисленных небесных тел, межпланетное пространство заполнено солнечным ветром, излучаемым единственной звездой нашей системы. Солнечный ветер представляет собой поток ионизированных частиц, движущихся со скоростью от 300 до 1200 км/с. Это один из основных компонентов межпланетного пространства. Из-за солнечного ветра на Земле происходят магнитные бури и образуются полярные сияния.

Смотрите этот пост в Instagram

Публикация Роскосмоса // Роскосмос (@roscosmosofficial)

На фото, сделанном Сергеем Рыжиковым с МКС, огни ночной Москвы и северное сияние.

Внутренняя область Солнечной системы

В этом пространстве сосредоточены планеты Солнечной системы, отнесенные к планетам земной группы, а также пояса, состоящие из астероидов различных размеров. Небесные тела во внутренней области находятся ближе всего к центру нашей планетной системы.

Планеты земной группы Солнечной системы

Планеты, расположенные во внутренней части системы, состоят в основном из различных металлов, обладают сильным магнитным полем и не имеют большого количества околопланетных спутников. У всех планет нет колец, но у 3 из 4 есть атмосфера.

Меркурий

Ближайшая к Солнцу планета — огненный Меркурий. По температуре поверхности она занимает второе место среди планет Солнечной системы. Скорость обращения вокруг Солнца составляет 88 дней, в то время как Меркурий делает всего 1,5 оборота вокруг своей оси. Именно поэтому ученые долгое время считали, что он просто дрейфовал вокруг Солнца, оставаясь при этом неподвижным. Радиус планеты составляет примерно 2440 км.

Поскольку орбита планеты нестабильна, она постоянно меняет свое положение и скорость вращения. Из-за того, что Меркурий является ближайшей планетой к Солнцу, температура поверхности поднимается до +350°С, а темная сторона промерзает до -180°С.

Опубликовано НАСА (@nasa)

На видео выше: Меркурий летит по своей орбите на фоне Солнца.

Атмосферный слой Меркурия отличается высоким содержанием таких элементов, как натрий, кислород, водород, аргон, водород и гелий. Плотность атмосферы очень низкая, поэтому на поверхности планеты хорошо видны следы падения метеоритов.

Существует неподтвержденная версия, что Меркурий ранее был постоянным спутником Венеры, затем вырвался за пределы орбиты и теперь обращается вокруг Солнца с собственной скоростью.

Венера

Вторая планета от Солнца – Венера. Еще в древности путешественники и мореплаватели называли ее Утренней звездой, так как она находилась в видимой области дольше любого известного небесного тела. Атмосфера второй планеты на самом деле представляет собой смесь 96 % углекислого газа (углекислого газа) с небольшим процентным содержанием азота и кислорода. Радиус планеты составляет 6052 км. Спутники не найдены. Сутки на Венере длятся 243 земных дня.

Венера

Высокая концентрация углекислого газа создает парниковый эффект, благодаря которому температура на Венере держится на уровне примерно +475 °С. Это яркий пример того, что может произойти с Землей, если содержание углекислого газа превысит допустимые пределы в несколько раз раз.

Земля

Земля — третья планета Солнечной системы. Это единственная планета, поверхность которой на 75% покрыта водой. Без жидкой воды зарождение жизни было бы невозможно. На многих планетах Вселенной есть лед, атмосфера, смена времен года, но только на нашей планете сочетание этих факторов сделало возможной жизнь.

Смотрите этот пост в Instagram

Публикация Роскосмоса // Роскосмос (@roscosmosofficial)

Радиус земного шара 6371 км. В этом случае планета совершает полный оборот за 24 часа. Цикл вращения вокруг Солнца составляет 365 дней. Земля имеет только один спутник, Луну.

Марс

Самая загадочная и необычная планета – четвертая от Солнца. Радиус Марса 3390 км, год длится 687 дней. Планета имеет 2 постоянных спутника Фобос и Деймос.

Опубликовано НАСА Исследование Солнечной системы (@nasasolarsystem)

На Марсе, начиная с 1960 года, неоднократно проводились исследования. Когда ученые открыли воду, появились различные гипотезы о существовании жизни на планете. Возможно, на Марсе все еще существуют примитивные формы жизни, которые еще не обнаружены. Другое мнение гласит, что Марс не всегда был безжизненной планетой, а живые организмы погибли в связи с масштабной катастрофой.

Интересный факт: на Марсе находится самая высокая гора Солнечной системы — Олимп. Высота примерно 26 километров.

Наблюдения за ландшафтом показывают наличие белых пятен на полюсах планеты. На планете также были обнаружены темные пятна, которые до 1965 года принимали за растительность, но после исследований, проведенных космическим аппаратом «Маринер-4», стало ясно, что это не так.

С развитием технологий исследования продолжаются, так как на красной планете много загадок, происхождение которых до сих пор не выяснено.

Опубликовано НАСА Исследование Солнечной системы (@nasasolarsystem)

Панорамное видео кратера Эзеро на Марсе, снятое марсоходом Perseverance 22 февраля 2021 года. Холмы, видимые на переднем плане, предположительно являются дельтой древней реки.

Пояс астероидов

В состав Солнечной системы, наряду с другими небесными телами, входят астероидные образования. Это, пожалуй, самые распространенные небольшие астрономические объекты в космосе. Согласно теории, астероиды — это осколки, появившиеся при формировании Солнца.

Пояс астероидов, или как его иначе называют – главный пояс, лежит между орбитами Марса и Юпитера. Он состоит из миллионов объектов различных размеров. Диаметр астероидов варьируется от десятков метров до 950 километров (Церера).

Главный пояс астероидов

Происхождение главного пояса астероидов остается неразгаданной загадкой и является предметом споров среди научных организаций мира. По мнению большинства ученых, он состоит из обломков планетезималей, которые не смогли образовать большое небесное тело из-за гравитационного притяжения вокруг Юпитера.

По другой версии считается, что список планет был длиннее, а астероиды — не что иное, как обломки планеты Фаэтон, которая по каким-то причинам взорвалась в районе между Марсом и Юпитером. Согласно этой версии, в настоящее время открыты не все планеты, которые могли существовать до развития технологий.

Опубликовано НАСА (@nasa)

Изображение астероида Бенну возрастом 4,5 миллиарда лет, сделанное космическим кораблем НАСА Osiris.

Внешняя область Солнечной системы

Во внешней области находятся 4 газовых гиганта со спутниками, объекты из пояса Койпера, рассеянный диск, кентавры, облако Оорта, карликовые планеты, кометы и другие космические объекты. Есть гипотезы, говорящие о нахождении во внешней части системы планеты Тюхе, а также спутника Солнца — Немезиды.

Планеты-гиганты

В Солнечной системе 4 планеты-гиганта. Два из них классифицируются как газовые гиганты, два других — как ледяные гиганты.

Юпитер

Юпитер — пятая и самая большая планета Солнечной системы. Его радиус составляет 69912 км. На орбите Юпитера, помимо 4-х крупных спутников, находится множество мелких небесных тел, таких как Луна Земли. Общее количество спутников – 79. Крупнейшие спутники Юпитера: Каллисто, Ганимед, Европа, Ио.

Опубликовано НАСА (@nasa)

Чтобы представить движение спутников вокруг Юпитера, ученые создали своеобразную модель Солнечной системы, где можно проследить путь их вращения и путь движения.

Год на Юпитере длится 4334 земных дня, а сутки длятся всего десять часов. Точный состав планеты-гиганта до сих пор неизвестен. Но предположительно в ней преобладают такие компоненты, как криптон, аргон и ксенон.

Сатурн

До изобретения первого телескопа Сатурн считался самым далеким небесным телом. Но с развитием науки ученые выяснили, что за Сатурном есть и другие планеты Солнечной системы, которые нельзя увидеть без специального оборудования.

Смотрите этот пост в Instagram

Сатурн. Опубликовано НАСА (@nasa)

На поверхности планеты постоянно дует ветер, скорость которого достигает 460 км/ч. Выделяющееся из недр планеты тепло и ветер создают на поверхности Сатурна желтые полосы, которые хорошо видны в атмосфере. Радиус планеты превышает радиус Земли более чем в 9 раз и составляет 58235 км. Год на Сатурне длится около 10 759 земных суток, сутки около десяти с половиной часов.

Как и 5-я планета, Сатурн окружен множеством спутников. Из 82 спутников самым большим является Титан, у которого есть собственная атмосфера.

Опубликовано НАСА (@nasa)

На снимке, сделанном космическим аппаратом Кассини, Сатурн и спутник Титан.

Интересный факт: ученые НАСА установили, что каждый год Титан отдаляется от Сатурна на 11 сантиметров.

Уран

Уран был первой планетой, которую увидели в телескоп в 1781 году. Радиус Урана 25367 км, температура планеты -224 °С. Год на планете длится примерно 30 685 дней, что эквивалентно 84 земным годам. Сутки на Уране длятся 17 часов.

Опубликовано НАСА (@nasa)

У Урана 27 спутников: самые крупные — Титания, Миранда, Оберон, Умбриэль. Из-за сильного наклона оси вращения кажется, что планета катится на бок.

Нептун

Нептун — самая далекая планета Солнечной системы. Кроме того, это единственная планета, которая была открыта благодаря математическим расчетам. Цикл вращения вокруг Солнца составляет 165 лет. Планету невозможно увидеть без телескопа, так как она находится на большом расстоянии от Земли. Радиус Нептуна составляет примерно 24687 км.

Опубликовано НАСА (@nasa)

Изображение шторма (темного пятна) на Нептуне, сделанное космическим телескопом Хаббла в 2018 году. Этот шторм был размером с Атлантический океан и достигал в длину около 7000 километров.

Нептун имеет 14 спутников, самые крупные из которых Протей, Нереида и Тритон. Примечательно, что Тритон — один из немногих спутников, которые могут похвастаться собственной атмосферой.

Интересный факт выяснили ученые о далекой планете. Нептун имеет необычную эллиптическую орбиту, пересекающую орбиту Плутона. Из-за этого Плутон находится внутри орбиты Нептуна около 20 лет.

Девятая планета. Существует ли она

20 января 2016 года исследователи Калифорнийского института К. Батыгин и М. Браун выдвинули теорию о девятой планете. Как сообщается, небесное тело находится за пределами орбиты Плутона и в 11 раз превышает объем Земли. Пока версия о наличии планеты не имеет доказательств, поэтому ученые называют неизведанное небесное тело «Девятой планетой».

Карликовые планеты Солнечной системы

В дополнение к 8 планетам, перечисленным выше, астрономы также обнаружили карликовые планеты в Солнечной системе. Карлики — самостоятельные планеты, но они не способны привлекать на свою орбиту другие небесные тела.

Церера

Изначально, после своего открытия, Церера была внесена в реестр как полноценная планета. Но в 1850 году скопление астероидных объектов, обнаруженных вблизи нового небесного тела, привело к тому, что его стали считать астероидом. И только после 2006 года Цереру перевели в разряд карликов.

Диаметр планеты чуть меньше 1000 км, форма сферическая. Церера в настоящее время считается самой маленькой из известных карликовых планет. По сравнению с другими карликовыми планетами она находится ближе всего к Солнцу.

Опубликовано НАСА Исследование Солнечной системы (@nasasolarsystem)

Фотография поверхности Цереры, сделанная космическим кораблем NASA Dawn.

Плутон

Плутон был открыт в 1930 году. Долгое время считалось, что Плутон входит в основной состав планет, но в 2006 году ему был присвоен статус карлика. Плутон имеет умеренный эксцентриситет собственной орбиты с углом 17° к плоскости эклиптики. Во время вращения она периодически приближается и удаляется от Солнца.

Опубликовано НАСА (@nasa)

У Плутона есть спутник Харон, который был открыт в 1978 году. Он почти такого же размера, как Плутон, поэтому его иногда называют «двойной планетой».

Хаумеа

Хаумеа — еще одна карликовая планета, имеющая форму вытянутого овала. Орбита Хаумеа имеет большое наклонение около 28°. Время вращения вокруг собственной оси составляет всего 4 земных часа. Рядом с его орбитой находятся 2 спутника и около 8 транснептуновых объектов.

Хаумеа

Хаумеа находится в поясе Койпера, и на его орбиту немного влияет гравитация Нептуна.

Макемаке

До 2008 года планета не имела названия и была записана в реестре как 2005 (FY8). Считается второй по яркости планетой, расположенной в поясе Койпера. Кроме того, это самый крупный объект, не резонирующий с орбитой Нептуна. Ученые предполагают, что у Макемаке есть тонкий спутник.

Макемаке

Эрида

Эрида — крупнейшая после Плутона карликовая планета, обнаруженная вблизи рассеянного диска. По оценкам ученых, диаметр карлика составляет более 2100 километров. Орбита очень вытянутая с перигелием 40,9 а.е е и афелием 86,2 а.е. Угол наклона ок. 44°.

Эрис

В 2005 году в обсерватории Кека был открыт спутник Эриды, Дисномия. Дисномия вращается на расстоянии 37 тыс км от Эриды.

Кометы

Планеты и звезды — не единственные видимые небесные тела. В межпланетном пространстве ученые фиксируют такие объекты, как кометы – это небольшие небесные тела, состоящие из ядра, комы и хвоста.

Основная масса кометы сосредоточена в ядре, но 99,9% видимого свечения производят именно кома и хвост. Это связано с тем, что ядро ​​имеет сравнительно небольшой размер и низкую отражательную способность.

Когда комета приближается к звезде, ледяная оболочка начинает испаряться и ионизироваться. Во время этого процесса можно увидеть знаменитый «хвост кометы», состоящий из пыли и газа.

Есть 2 типа комет:

1. Краткосрочные с периодом до 200 лет.
  2. Долгосрочные со сроком 200 лет. В некоторых случаях период может превышать 1 или 2 тысячи лет.

Долгопериодическая околосолнечная комета ISON

Астрономы считают, что источником зарождения и образования короткопериодических комет является пояс Койпера, а долгопериодические кометы формируются в облаке Оорта.

Кентавры

Кентавры — объекты, напоминающие по своим свойствам кометы. Они состоят из ледяных образований и имеют большую полуось. По данным астрономов, самый большой небесный объект в этой классификации, Харикло, имел диаметр примерно 312 км.

Хирон — первый небесный объект типа кентавра, обнаруженный и исследованный в телескоп. Ее неправильно описали и классифицировали как ложную комету (95P).

Транснептуновые объекты

Обычно этот термин используется для обозначения небесных тел, находящихся за пределами орбиты Нептуна. Эти пространственные единицы еще не до конца изучены, предположительно это скопление объектов из ледяных и скальных образований. Рассеянный диск, пояс Койпера и облако Оорта состоят из транснептуновых объектов.

Пояс Койпера

Пояс Койпера считается старейшим регионом нашей планетарной системы. Он состоит в основном из скоплений льда и обломков горных пород и напоминает скопления астероидов.

Некоторые из самых крупных тел, такие как Вруна, Орк или Квавар, могут быть включены в общий список карликов после уточнения планетарных параметров и свойств.

По предварительным оценкам астрономов, в поясе Койпера радиусом более 25 км насчитывается более 130 тысяч тел. Многие небесные тела имеют своих постоянных спутников.

Опубликовано НАСА (@nasa)

На снимке, сделанном космическим аппаратом New Horizons, виден астероид Ultima Thule, открытый в 2014 году. Он расположен в поясе Койпера. Изначально исследователей удивила форма космического объекта, но после детального изучения исследователи пришли к выводу, что это 2 астероида, которые столкнулись друг с другом. Ultima Thule — самый удаленный от Земли объект, когда-либо захваченный New Horizons. Позднее астероид был переименован в Аррокот.

Рассеянный диск

Большинство исследователей-теоретиков говорят, что диск — это дополнительная область, входящая в пояс Койпера. Другие утверждают, что диск касается скоплений Койпера только небольшим краем и простирается далеко за пределы граничной области, поэтому внешний край диска находится намного дальше от Солнца и намного выше и ниже плоскости эклиптики.

Рассеянный диск

Предполагается, что небесные тела, составляющие диск, были выброшены на свои нынешние орбиты гравитацией Нептуна при переходе на собственную орбиту.

Отдаленные области

Пограничные области Солнечной системы и межзвездного пространства достоверно неизвестны. Описание и обозначение основаны только на гипотетических версиях, требующих подтверждения или опровержения.

Существует такое понятие, как внешняя пограничная область солнечного ветра — гелиопауза, за которой солнечный ветер, образовавшийся на поверхности Солнца, смешивается с межзвездным пространством и растворяется. Принято считать, что эта область является границей межзвездного пространства.

Гелиосфера

Область пространства вокруг Солнца, где солнечный ветер движется со сверхзвуковой скоростью, называется гелиосферой.

Начальная скорость солнечного ветра в круговом пространстве на первых 10 000 млн км составляет около 2,5 млн км/ч. После столкновения солнечного ветра с межзвездной средой он теряет скорость и смешивается с ней.

Края:

1. Гелиосфера – это пограничная область, где солнечный ветер замедляется и замедляется.
  2. Гелиопауза — это пограничная область, где постоянное давление солнечного ветра и межзвездной среды уравновешивается.

Облако Оорта

Принято считать, что облако Оорта состоит из триллиона небесных тел различного размера, состава и удельного веса. По ряду версий и гипотез ученых облако является неиссякаемым поставщиком долгоживущих комет. Расстояние от центра нашей планетной системы до внешних пределов облака Оорта составляет примерно 50 000–100 000 а.е е.

Облако Оорта

Ученые предполагают, что облако образовалось из объектов, которые были вытолкнуты за пределы пограничной области Солнечной системы во время миграции гигантских космических тел на начальном этапе формирования. Как правило, они состоят из аммиака, метана и водяного льда. Объекты внутри облака хаотично перемешиваются, сталкиваются, меняют орбиту и подвергаются гравитационному влиянию более крупных небесных тел.

Седна

Официальное открытие Седны состоялось в 2003 году. Ее открыл астроном М. Браун. Согласно его гипотезе, объект не относится к образованиям внутри рассеянного диска или пояса Койпера, так как находится слишком далеко от Солнца и не подвержен влиянию звезды. Вместе с другими исследователями Майкл выдвигает теорию об объектах новой классификации CR106 с перигелием 42 а.е в афелии 422 а.е. Возможно, после характеристики Седна войдет в список карликовых планет.

Пограничные области

Несмотря на постоянные открытия, пока сложно говорить о границах Солнечной системы. Астрономы уверены, что известная планетная система неполна, и надеются найти небесные тела, скрытые туманностями или планетами-гигантами.

На данный момент существуют теории о существовании спутника Солнца — Немезиды, а также о вулканических астероидах между Солнцем и Меркурием. Свое название вулканоиды получили от планеты Вулкан, которую искали ученые в 19 веке. Позже его существование было опровергнуто.

Расположение Солнечной системы в галактике

Солнечная система является частью спиральной галактики Млечный Путь. По оценкам, диаметр составляет более 100 тысяч световых лет. Внутри галактики более 200 миллиардов звезд.

Межгалактические соседи нашей планетной системы:

1. Научно доказано, что ближайшей к Солнцу системой является тройная звездная система Альфа Центавра. Расстояние от нашей звезды составляет 4,36 световых года.
  2. Следующие ближайшие звезды — красные карлики Барнард на расстоянии 6 световых лет, Вольф 359 на расстоянии 7,8 световых лет и Лаланд 21185 не дальше 8,4 световых лет.
  3. Ученые говорят, что ближайшей звездой с подобными свойствами является Тау Кита. Находится на расстоянии 13 световых лет от Солнца.

Расположение Солнечной системы в Млечном Пути

Благодаря удачному расположению Солнечной системы в галактическом пространстве жизнь на Земле возможна. А спиральное движение обеспечивает длительные периоды стабильности на орбите Земли.

Движение объектов Солнечной системы

Солнце, как и любой небесный объект, находится в постоянном движении вокруг галактического центра со скоростью 230 км/с. Полный оборот (галактический год) длится около 240 миллионов лет.

Наряду с постоянным круговым вращением Солнечная система колеблется относительно галактической плоскости. Эти вертикальные колебания приводят к пересечению галактической плоскости раз в 30–40 миллионов лет.

Все известные и еще не открытые планеты и небесные тела Солнечной системы движутся вокруг центральной звезды по своим эллиптическим орбитам. Самая дальняя точка орбиты называется афелием, а ближайшая — перигелием. Благодаря тому, что все планеты движутся примерно в одной плоскости, но с разной скоростью, раз в несколько столетий с поверхности Земли можно увидеть невооруженным глазом такое необычное явление, как Парад планет. При этом порядок движения не нарушается многие миллионы лет.

Открытие и исследование Солнечной системы

Из-за того, что люди изначально наблюдали за планетами непосредственно с поверхности Земли без специального оборудования и приборов, им долгое время казалось, что небесные тела вращаются вокруг неподвижного земного шара. С развитием науки ученые установили, что Земля не только вращается вокруг своей оси, но и совершает циклические обороты вокруг Солнца.

Наблюдения

Некоторые небесные тела можно увидеть с поверхности нашей планеты без специальных приборов. Например, Солнце, Меркурий, Венера, Луна, Марс. Вы также можете увидеть движение больших комет и планет Сатурн и Юпитер довольно далеко.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы

Изначально, когда люди заинтересовались звездным небом, была создана геоцентрическая модель. Существовало мнение, что Земля находится в центральной части галактики и остается неподвижной, а планеты, в том числе и Солнце, вращаются вокруг ее орбиты. Модель была систематизирована и разработана астрономом Клавдием Птолемеем, она позволяла с хорошей точностью определять траектории движения небесных тел.

Гелиоцентрическая модель Н. Коперника

Позднее, в 16 веке, было сделано открытие, перевернувшее все знания о космическом пространстве с ног на голову. Астроном Н. Коперник совершил исторический прорыв и разработал гелиоцентрическую модель Солнечной системы. Эта модель доказала, что все планеты, включая Землю, а также другие небесные тела совершают циклические обороты вокруг Солнца. В этой системе Солнце, а вместе с ним и Луна уже не считались отдельными полноценными планетами, а им придавался статус звезды и спутника Земли.

Исследования Солнечной системы

Разрабатывая гелиоцентрическую модель на протяжении веков, ученые делали все новые и новые открытия и дополняли звездные карты и атласы.

История открытия:

1. Уже в 1610 году Галилео Галилей смог увидеть и классифицировать четвертый спутник Юпитера с помощью первого телескопа.
  2. Чуть позже, в 1655 году, Христиан Гюйгенс впервые увидел и доказал, что у Сатурна есть спутник Титан.
  3. В 1781 году Уильям Гершель открыл планету Уран и два ее спутника.
  4. 1 января 1801 года был открыт и зарегистрирован первый астероид Церера.
  5. В 1846 году астрономы подтвердили существование Нептуна. Удивительно, но планета сначала была рассчитана математически, а позже ее увидели в телескоп.
  6. В 1930 году Клайд Томбо исследовал и описал планету Плутон.

Исследования не прекращаются, и с каждым годом астрономы открывают все новые и новые небесные объекты, туманности, спутники, кометы и скопления астероидов.

Колонизация Солнечной системы

Учитывая перенаселенность Земли, возникла необходимость искать подходящие планеты для колонизации. Этому также способствуют изменение климата, истощение природных ресурсов и другие факторы. Пока задача считается теоретической задачей на будущее, но поиск обитаемых планет продолжается.

Ученые отдают приоритет Марсу, остальные планеты признаны условно непригодными, так как требуют длительного периода преображения и трансформации. На данный момент SpaceX наиболее активно движется к колонизации Марса. По словам руководителя Илона Маска, первую технику на Марс планируется доставить в 2022-2024 годах.

Опубликовано SpaceX (@spacex)

На данный момент человечество находится в начальной фазе освоения космоса, поэтому экспедиция на другую планету стала бы, без преувеличения, крупным прорывом.