Николай Иванович Лобачевский: краткая биография, научные открытия, вклад в изучение космоса, награды

Николай Иванович Лобачевский — один из великих русских математиков, ученый, основоположник неевклидовой геометрии. Новаторские идеи и важные теории были признаны и доказаны только после его смерти. Из-за этого ученый умер в нищете, так и не получив мирового признания. Но его работа смогла перевернуть представление о пространстве и времени с ног на голову, изменив тем самым математическое мышление молодых ученых.

Ранние годы и любовь к математике

Николай Лобачевский — уроженец Нижнего Новгорода, где он родился 20 ноября 1792 года. Его отец работал в геодезическом ведомстве и занимал высокое положение. Когда Николаю было 8 лет, внезапно умер его отец. После этого мать Лобачевского вместе с сыновьями была вынуждена переехать к родственникам в Казань из-за тяжелого финансового положения.

Лобачевский учился с братьями в Казанской гимназии, где получил хорошее образование. Следует отметить, что гимназия имела математический уклон и готовила учащихся к поступлению в Московский университет. Еще в школе учителя отмечали уникальный математический талант Николая, который он продолжал развивать в местном университете.

Студентом Казанского университета Н. И. Лобачевский стал в 14 лет. Первоначально в вузе было очень мало опытных специалистов. Из-за этого руководство решило уволить квалифицированных профессоров из Европы.

В 1811 году Лобачевский с отличием окончил университет. Николай Иванович получил степень магистра физико-математических наук.

Научная и педагогическая деятельность

Лобачевский начал свою педагогическую деятельность в должности доцента кафедры чистой математики. Эту должность специалист получил в 1814 году за счет покровительства ученых Бартельса и Броннера. Через два года работы Николай Иванович достигает квалификации экстраординарного профессора. После этого Лобачевский в течение 5 лет изучал алгебру, сферическую и планиметрию, тригонометрию и высшую математику.

Ученый занял высокую должность декана физико-математического факультета Казанского университета в 1819 году. Параллельно с работой он написал несколько учебников. Работы по геометрии подвергались критике и не публиковались, поскольку Лобачевский сильно отклонялся от общепринятых евклидовых канонов. Вторая работа по алгебре вышла через 10 лет после ее написания.

С годами Казанский университет, где работал ученый, все больше приходил в упадок. В то же время нестандартное мышление и новаторские идеи Лобачевского ставят под угрозу его карьеру. Директор Магнитский и его окружение планировали уволить Николая Ивановича. Но в 1825 году Александр I умер, и его место занял император Николай I, приславший чек Казанскому университету. Комиссия увидела колоссальное разграбление имущества, из-за которого ректор Магнитский был уволен, а Николай Лобачевский продолжил его дело.

С 1827 года Николай Иванович был ректором Казанского университета. С первых лет работы он полностью реорганизовал штат. Ректор Лобачевский строил новые лаборатории, корпуса и постоянно пополнял библиотечный фонд. Именно под руководством Николая Ивановича в университете появилась собственная обсерватория и большой кабинет физики.

Все это позволило Казанскому университету стать одним из самых серьезных научно-образовательных центров того времени. Важно отметить, что Лобачевский избирался ректором 6 раз подряд. Ученый занимал свою должность до 1846 года. Ко всеобщему удивлению, он был снят с должности постановлением правительства.

Научные открытия

Важнейшие открытия Лобачевского в геометрии основаны на критике устоявшихся аксиом евклидова параллелизма, которые он не воспринимал как канон. Вместо этого казанский ученый предложил миру свою новаторскую теорию параллельных линий.

Впервые математик высказал свои мысли во время доклада в 1826 году, но на это никто не обратил особого внимания, так как его слова противоречили пятому канону евклидовой геометрии. Свой первый труд «О принципах геометрии» он опубликовал в 1832 году, но издание также не получило признания. Более того, эта работа исследователя вызвала много критики и возмущения со стороны других исследователей. Еще одна интересная работа была написана в 1837 году. Ученый опубликовал новую работу под названием «Воображаемая геометрия» в немецком научном журнале «Krelle». Публикация заинтересовала не менее известного ученого К. Ф. Гаусса, который ее оценил.

Все произведения, написанные Николаем Лобачевским, получили признание только через 12 лет после его смерти. Подтверждение правильности слов русского ученого сделал в 1868 году математик из Италии Эудженио Бельтрами. Именно его труды смогли признать большой вклад казанского ученого в науку. Работа Лобачевского произвела настоящую революцию в математике, ведь его нестандартность мышления позволяет смотреть шире и отклоняться от евклидовых постулатов. За это он даже получил прозвище — «Коперник геометрии».

Памятник Лобачевскому в Казани

Вклад Лобачевского в развитие астрономии

Летом 1811 года глаза многих ученых застали небо, куда должна была лететь комета. Среди исследователей был Н. И. Лобачовский. Он очень внимательно следил за пролетающим небесным телом. Все, что он видел, было записано в его блокнот. Через некоторое время молодой ученый явил миру свою первую работу. Это произошло в конце 1811 года, и работа называлась: «Теория эллиптического движения тел».

8 июля 1942 г. Н. И. Лобачевский вместе со своим учеником М. В. Ляпуновым отправился в экспедицию в Пензу. Целью этой поездки стало полное солнечное затмение, так заинтересовавшее исследователя. Он подробно записал свои размышления о солнечной короне, вызвавшие в свое время большое количество вопросов.

Развитие астрономии в Казани — заслуга Н. И. Лобачевского. В бытность его ректором Казанского университета в период с 1833 по 1837 год велось строительство новой обсерватории, одной из лучших в то время. Она начала работать в 1838 году.

Известный ученый непосредственно астрономией не занимался, но его работа по созданию новой геометрии внесла большой вклад в развитие многих наук, в том числе и астрономии. Новая геометрия использовалась и в общей теории относительности. Так что если предположить, что вещества в нашей Вселенной распределены равномерно, то при определенных условиях пространство будет иметь геометрию Лобачевского. В результате неевклидова геометрия реального пространства Н. И. Лобачевского полностью оправдалась в современном изучении космоса.

Награды

Вклад Николая Лобачевского в развитие мировой науки трудно переоценить. Его исследования и работы произвели революцию в геометрии.

За свою жизнь казанский математик был удостоен множества премий, среди которых следует отметить:

• В 1824 г преподавал орден Св. Владимира 4-й степени.
  • 1831 г. — личная благодарность короля за активную борьбу с холерой. Король наградил его кольцом с бриллиантом.
  • 1833 г. — орден Св. Станислава 3 степени и через 11 лет 1 степени.
  • 1836 г. — Орден Святой Анны 2-й степени и через 6 лет 1-й степени.
  • За многолетнее служение науке в 1838 г он был награжден личным гербом и получил дворянство.
  • в 1841 г. Николай Иванович получил звание заслуженного профессора.
  • Одна из последних прижизненных наград — серебряная медаль члена Московского университета.

К сожалению, не все труды и научные труды были достаточно оценены миром еще при жизни Николая Лобачевского. В честь великого математика посмертно названы улицы, лицеи, университет, кратер на Луне и даже небольшая планета. Портрет Николая Лобачевского можно встретить практически на каждом уроке математики в школах, университетах и ​​лицеях.