Обсерватория: определение, история развития, в каких городах России и мира они действуют

Человечество с древних времен интересовалось тем, что происходит вне Земли. Создавались астрономические обсерватории для наблюдения за звездами, планетами, различными небесными явлениями.

Что такое обсерватория?

Обсерватория — это здание, в котором ведутся наблюдения за небесными телами и явлениями, происходящими во Вселенной. Они используются учеными для проведения исследований, имеющих отношение к астрономии.

Типы обсерваторий:

1. Земной: находится на поверхности Земли и помогает наблюдать за космосом в видимой части электромагнитного спектра. Это здания с куполами, в которых установлены телескопы.
  2. Радиоастрономия: обсерватории с радиотелескопами, позволяющие вести наблюдения в радиодиапазоне. Здания располагаются вдали от городов во избежание помех из-за работы радио, телевидения, радаров и других устройств, излучающих электромагнитное излучение.
  3. Космос: оборудование, запускаемое в космос, обычно на околоземную орбиту. Они помогают наблюдать за небесными телами, которые не видны из наземных обсерваторий.
  4. Воздух: находится на приличной высоте, выходит за пределы атмосферы. По сравнению с космосом они проще, мобильнее и дешевле.

Обсерватория: определение, история развития, в каких городах России и мира работают

Астрономическая обсерватория с телескопом

Астрономические и космические обсерватории имеют не только телескопы, но и всевозможную аппаратуру для измерений и анализа данных. Это позволяет астрономам получать больше информации о космических объектах, находить ранее неизвестные небесные тела и предсказывать различные события (например, солнечные затмения).

История первых обсерваторий

Обсерватории менялись по внешнему виду и оборудованию по мере развития цивилизации. Первые наблюдения за звездами и планетами проводились еще в древности, и космос до сих пор вызывает у человечества огромный интерес.

Древний мир

Древние люди не имели возможности отслеживать изменения на небе мощной аппаратурой, поэтому видели только невооруженным глазом.

Пунктами наблюдения были:

• любая открытая местность;
  • естественные холмы;
  • искусственно созданные курганы, пирамиды.

Рядом строились так называемые ориентиры, вроде башен, по которым можно было увидеть изменение положения небесного тела и определить, когда произойдет то или иное астрономическое событие.

Стоунхендж использовался для наблюдения за небесными телами

Самая известная древняя обсерватория — Стоунхендж. Его можно увидеть недалеко от Лондона.

Потом появилась мелкая бытовая техника. Например, использовали плоский стержень со скользящим прицелом и пластину с круглыми отверстиями.

Средние века

В поздней античности и раннем средневековье астрономия в Средиземноморье перестала развиваться. У людей были труды Птолемея, но мало кто умел пользоваться его методами.

Но эта сфера активно развивалась на Востоке и в Азии, где стали строить первые обсерватории с куполами. В них астрономы изучали и уточняли труды Птолемея.

Самая крупная обсерватория в средние века располагалась в Самарканде (город на территории современного Узбекистана). Внук знаменитого завоевателя Тамерлана Улукбек производил там в то время удивительные наблюдения.

В Самарканде сохранился каменный секстант — прибор для определения высоты светильников

Возрождение

В эту эпоху астрономия уже была хорошо развита в исламских странах, в то время как в Европе серьезные шаги в этом направлении только начинались. Сами обсерватории не изменились, они по-прежнему представляют собой купольные сооружения.

Особые заслуги в развитии области астрономии принадлежат трем ученым.

Коперник

Николай Коперник считал, что метод Птолемея требует слишком сложных расчетов для объяснения движения небесных тел. Но при этом он не изменил этому подходу, а просто предложил перенести солнце в центральную часть системы, что значительно упростило задачу специалистам.

Тихо Браге

Тихо Браге поддержал Коперника и выступил с инициативой построить обсерваторию в Копенгагене. Он был хорошо оснащен инструментами, в нем были оборудованы лаборатории, мастерские, библиотека и даже жилая комната с кухней.

Обсерватория Тихо Браге

Потом он построил еще одну обсерваторию, где уже были усовершенствованные приборы для наблюдений, точнейшие прицелы, весы. Все это помогло значительно повысить точность измерений.

Кеплер

И. Кеплер обнаружил, что планеты движутся вокруг Солнца не по кругу, а по эллипсам. Это стало основой для новой астрономии. Исследователь также участвовал в создании обсерваторий, получал поддержку властей в этой деятельности, а также модернизировал приборы.

Появление телескопов

Телескоп — изобретение известного ученого Галилео Галилея. Он создал ее в 1609 году. С этого момента старые обсерватории уже не годились. Их модифицировали, стали строить подвижные купола и делать в них отверстия, через которые велись наблюдения.

Гринвичская обсерватория

Первыми обновленными заведениями являются парижский и гринвичский. Последний был построен в конце 17 века, но до сих пор считается одним из крупнейших на планете.

В Российской Федерации такая обсерватория впервые появилась в 1692 году недалеко от города Архангельска. Помогал в этом архиепископ Афанасий Холмогорский.

Первые телескопы-рефракторы

Новые обсерватории были оснащены большими телескопами-рефракторами. Простейшая конструкция, созданная Г. Галилеем, имела объектив, дающий нужное изображение, и отрицательный окуляр, через который астроном рассматривал космические тела. Изображение было не очень качественным, а поле зрения маленьким.

Затем ученые Кеплер и Декарт разработали еще один телескоп, дающий перевернутое изображение с увеличенным полем зрения. Новый прибор стал основой для производства других приборов наблюдения.

Как устроена современная обсерватория?

Современные наземные обсерватории представляют собой цилиндрические или многогранные башни с куполами, внутри которых установлены оптические телескопы или радиотелескопы. Такие здания обычно строят в местах, удаленных от города, чтобы никакие факторы не мешали работе средств наблюдения.

Современная обсерватория в горах

Особенно подходят горные высокогорья, где атмосферная турбулентность минимальна. Также важно, чтобы на месте наблюдения была нулевая или пренебрежимо малая затемнение, иначе она будет мешать астрономическим исследованиям.

В каких городах России есть обсерватории?

В нашей стране во многих городах есть обсерватории — большие отдельные или малые при любом университете, институте, планетарии.

Список действующих обсерваторий Москвы

Обсерватории в столице:

1. Московский планетарий: ул. Садовая-Кудринская, д. 5.
  2. Обсерватория МГУ: Нововаганковский пер., 5.
  3. Московский Дворец пионеров: ул. Косыгина, 17, корп. 1.
  4. Планетарий ЦДРА: Суворовская площадь, 2.
  5. Обсерватория в Парке Горького: ул. Крымский Вал, 9.

Московская обсерватория в парке Горького

В Подмосковье, в поселке Кузьминское, находится частная обсерватория «Ка-Дар».

Список действующих обсерваторий Санкт-Петербурга

Петербургские обсерватории:

1. Пулковская обсерватория: Пулковское шоссе, 65/1.
  2. Петербургский планетарий: Александровский парк, 4.
  3. Фолькеобсерватория: ул. Прилукская, 24.
  4. Народная обсерватория на Нарвской: ул. Маршал Говоров, 34.

Также имеется радиоастрономическая обсерватория «Светлое» в Приозерском районе, в селе Светлое.

Пулковская обсерватория в Санкт-Петербурге

Обсерватории в других городах

Другие известные российские обсерватории:

1. Большой планетарий в Новосибирске: ул. Ключ-Камышенское плато, 1/1.
  2. Калужский планетарий: ул. Академика Королева, 2.
  3. Обсерватория Астерион: ул. Университетская, 10А.
  4. Радиоастрономическая обсерватория «Бадары»: Республика Бурятия, Тункинский район.
  5. Астрономическая обсерватория имени В.П. Энгельгардта: ул. АОЭ, д. 7, корп. 2, пос. Октябрьский.
  6. Архызская астрофизическая обсерватория: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, п. Нижний Архыз.
  7. Крымская астрофизическая обсерватория: ул. Научная, 41.
  8. Владимирский планетарий: ул. Большая Московская, 66А.

Архызская астрофизическая обсерватория

В век цифровых технологий смотреть на звезды можно не выходя из дома онлайн! Для этого работают интернет-площадки, например сайт Geocam».

Знаменитые обсерватории других стран мира

В мире насчитывается более 500 обсерваторий, большинство из них расположены на северной стороне планеты.

Самые большие и известные станции в разных штатах:

1. «Небесное око» (Китай). Гигантское астрономическое сооружение, представляющее собой сферический радиотелескоп с апертурой 500 м. Он может улавливать даже самые слабые радиоволны, исходящие от небесных тел.
  2. Обсерватория Параналь (Чили). Сложная система, включающая в себя несколько антенн разного диаметра, объединенных в интерферометр. Структура расположена на высоте с минимальной облачностью и разреженной атмосферой, что помогает проводить более точные наблюдения.
  3. Аресибо (Пуэрто-Рико). Обсерватория с большим радиотелескопом с диаметром тарелки почти 305 м. Там проводят исследования местные ученые и астрономы из Америки.
  4. Мауна-Кеа (США). Расположен на Гавайях, на горе Мауна-Кеа. Известно, что он оснащен большим количеством приборов для различных наблюдений. Такого богатого оснащения нет нигде в мире.
  5. «ОРМ» (Испания). Расположенный на высоте почти 2,4 тысячи метров, он имеет телескоп с самой большой апертурой на планете.

Радиотелескоп из обсерватории Sky Eye в Китае

Обсерватория – отличное место для наблюдения за небесными телами. И это доступно не только исследователям. Многие из этих учреждений открыты для публики.