Планета Юпитер: её масса, атмосфера, размеры, температура, магнитное поле, строение, орбита и период вращения вокруг Солнца

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он принадлежит к газовым гигантам. Этот космический объект привлекает внимание астрономов: к нему регулярно прилетают космические аппараты, посылая на Землю все больше и больше информации. Узнать больше об этой планете будет интересно всем любителям звездного неба.

Планета Юпитер: ее масса, атмосфера, размеры, температура, магнитное поле, строение, орбита и период обращения вокруг Солнца

Юпитер и его спутник Европа

Общие сведения о Юпитере

Юпитер — пятая планета от Солнца. В настоящее время известно 79 спутников. Это небесное тело состоит из ядра, нескольких слоев и плотной атмосферы. Магнитное поле напоминает плоский диск. Интересно, что у Юпитера есть кольца, которые можно увидеть только вблизи.

Планета хорошо видна на ночном небе. Он очень яркий благодаря способности поверхности хорошо отражать солнечные лучи. Низкая плотность Юпитера позволяет ученым предположить, что его основная масса состоит из газов. Однако вопрос о составе ядра остается нерешенным.

Луна и планеты Юпитер (внизу) и Венера (вверху и слева) в небе над Буэнос-Айресом 1 декабря 2008 г

Юпитер и Земля существенно отличаются друг от друга по своему строению. Из-за низкой плотности и большого объема пятая планета от Солнца классифицируется как газовый гигант.

Происхождение названия

Название планеты происходит от имени римского бога Юпитера. Это бог неба, дневного света, грома и одновременно отец всех богов.

Как образовался Юпитер

Планета образовалась из той же туманности, что и Солнце. Это подтверждает и состав: соотношение между водородом и гелием почти такое же, как и в нашей дневной звезде. Масса Юпитера примерно в 1000 раз меньше Солнца, и этого явно недостаточно для «запуска» термоядерных реакций, производящих свет и тепло.

Размер

Радиус Юпитера составляет около 70 тыс км. Диаметр Юпитера составляет около 139,8 тыс км. Такой значительный размер объясняется тем, что впервые она начала формироваться вблизи Солнца. Из-за этого будущая планета сосредоточила вокруг главной звезды значительное количество газообразного вещества.

Автор: Миссия Юнона (@nasajuno)

Масса Юпитера более чем в два раза превышает массу всех других небесных тел Солнечной системы (за исключением Солнца), включая кометы и астероиды. Площадь Юпитера превышает 62 млрд км2.

Возраст планеты

Возраст Солнечной системы составляет примерно 4,6 миллиарда лет. Применение методов изотопного анализа позволило определить время происхождения планеты. Ядро Юпитера образовалось примерно через миллион лет после образования Солнца.

Цвет планеты

Снимки показывают нам Юпитер с пятнами и полосами белого, красного, коричневого, оранжевого и желтого цветов. Цвет планеты постоянно меняется, ведь здесь постоянно образуются атмосферные вихри, быстро меняются погодные условия.

Автор: Миссия Юнона (@nasajuno)

Во время штормов переносятся сера, углеводороды, фосфор и другие вещества. Этот процесс создает пятна разных цветов. Они помогают более детально изучить атмосферные явления, происходящие на планете.

Атмосфера

Атмосфера Юпитера состоит из нескольких слоев.

Тропосфера

Тропосфера имеет толщину около 50 км. Водяной пар, гидросульфит аммония и аммиак образуют в нем белые и красные линии. В белых зонах газ поднимается, а в красных опускается. Эти области могут быть разделены ветровыми потоками. В верхних слоях тропосферы температура достигает -160° по Цельсию.

Стратосфера

Толщина стратосферы около 320 км. Он состоит из углеводородного тумана. Температура в стратосфере достигает -100°C. Эта область атмосферы нагревается как солнечными лучами, так и внутренним теплом планеты. С повышением температуры скорость движения атмосферной оболочки увеличивается.

Термосфера и экзосфера

Температура термосферы может достигать 725 °С. Он создает очень слабое свечение, благодаря тому, что ночью планета не полностью погружается во тьму. Источником тепла является солнце и частицы в магнитосфере.

Северное сияние наблюдается на Северном и Южном полюсах. Их интенсивность намного больше, чем на Земле. Они образуются из-за наличия магнитного поля планеты, мощного излучения, а также вулканических выбросов на спутнике Ио.

В экзосфере молекулы газа постепенно уходят в космос. Четких границ для этой части атмосферы нет.

Состав

В основном атмосферная оболочка гиганта состоит из водорода и гелия. Присутствуют небольшие количества метана, аммиака, серы и водяного пара.

Радиационные пояса

Из-за огромного давления внутри Юпитера водород находится в жидком состоянии. Электроны хорошо проводят электричество, а дополнительное влияние быстрого вращения планеты создает очень сильное магнитное поле. Он притягивает ионизированные частицы, содержащиеся в солнечном ветре и генерируемые спутниками. Некоторые из них являются причиной северного сияния, а некоторые образуют радиационные пояса планеты.

Изображение радиационных поясов Юпитера, сделанное американским орбитальным аппаратом «Кассини» в январе 2001 года во время облета планеты. Наложенное изображение в телескопическом масштабе показывает размер и ориентацию поясов относительно планеты. Цветовая кодировка указывает на силу излучения, при этом желтый и красный цвета являются наиболее интенсивными.

Радиационные пояса Юпитера очень мощные. Поток электронов опасен для космических кораблей, так как может серьезно повредить аппаратуру.

Физические характеристики Юпитера

Основные физические характеристики планеты:

• полярное сжатие — 0,06487;
  • радиус по экватору – 71 492 тыс км;
  • средний радиус – 69 911 тыс км;
  • поверхность — 62,2 млрд км2;
  • объем — 1430 трлн км3;
  • масса — 1,89∙1024 т;
  • плотность – 1,33 г/см;
  • ускорение свободного падения (на экваторе) — 24,8 м/с2;
  • вторая космическая скорость – 59,5 км/с;
  • скорость вращения на экваторе 45300 км/ч
  • период вращения вокруг оси (длина дня) 9 ч 55 мин;
  • наклон оси вращения по отношению к плоскости эклиптики 3,1°;
  • продолжительность года 12 лет.

Интересный факт: у Юпитера есть кольца. Они настолько тонкие, что ученые долгое время не могли их обнаружить. Назначьте внутреннее кольцо, главное кольцо и наружные кольца.

Температура планеты Юпитер

Каждый слой имеет разную температуру воздуха. Из-за повышенного уровня радиации ученые могут только догадываться, насколько жарко в определенных областях.

Ядро самое нагретое — примерно в 6 раз больше, чем земное. Вокруг него металлический водород. В таком состоянии это вещество находится из-за высочайшего давления в центре планеты. Для астрономов это пока недоступная область. Возможная температура оболочки вокруг ядра от 6 до 21 тысячи градусов. Это предположение было основано на том, что для перехода от твердого водорода к жидкому необходимы высокие температуры. Однако из-за чрезвычайно высокого давления металлический водород может существовать и при указанных выше условиях.

Температура на Юпитере отрицательная и достигает -170°С. В нижних слоях она выше на 20–25°. В стратосфере температура повышается и на высоте 1000 км уже достигает 600 °С.

Погода на Юпитере

Погоду на Юпитере можно назвать экстремальной. Здесь постоянно формируются сильные штормы и ураганы. Скорость ветра может достигать 600 км/ч. В какой-то момент внезапно появляются вихри. Положение бурь также меняется очень быстро, в течение нескольких часов.

Опубликовано НАСА (@nasa)

Значительная часть планеты покрыта бело-коричневыми облаками. Они выглядят как длинные полосы с четко очерченными краями. Каждый из них движется с разной скоростью. Эти районы называются «тропическими районами». Облака возникают из-за воздушных потоков, дующих на разной высоте в хаотичном направлении.

Автор: Миссия Юнона (@nasajuno)

Есть также участки, где воздушные потоки уменьшаются. Они окрашены в темно-коричневый цвет и называются поясками. Белые области называются зонами. Их цвет обусловлен особенностями состава газов.

Состав и строение поверхности

Юпитер состоит в основном из газообразного и жидкого вещества. Структура Юпитера типична для газовых гигантов.

Внешний слой – это атмосфера. Внутренняя часть состоит из водорода, ядра и других химических веществ. Ядро, по-видимому, представляет собой смесь твердого металлического водорода и гелия. О наличии этой части планеты стало известно только в конце 1990-х годов. До этого у астрономов было иное представление о внутреннем строении планеты: они предполагали, что в недрах происходят процессы радиоактивного распада. Считается, что ядро ​​может быть в 12 — 45 раз тяжелее Земли и составлять от 4 до 14% всей массы планеты.

Структура Юпитера

Ближе к ядру давление и температура повышаются. В самом ядре она может достигать 35 700 °C. Давление в центре планеты достигает невероятных 4500 ГПа.

Орбита Юпитера

Основные орбитальные характеристики Юпитера:

• расстояние до Солнца в перигелии — 740,5 млн км;
  • расстояние до Солнца в афелии — 816,5 млн км;
  • большая полуось Юпитера 778,5 млн км;
  • эксцентриситет — 0,0487;
  • средняя скорость по трассе 13 км/с.

Поскольку Юпитер имеет наименьший период вращения вокруг своей оси среди всех планет Солнечной системы, то в полном «юпитерианском» году пройдет 10 475 таких же дней. Орбита Юпитера более вытянута, чем у Земли, поэтому расстояние до Солнца сильно различается.

Большое красное пятно

Это интересная особенность планеты. Место представляет собой мощный антициклон. Темно-красный цвет исходит от частиц серы и аммиака, которые, в свою очередь, поступают из недр атмосферы. От соприкосновения с солнечными лучами они либо темнеют, либо светлеют.

Автор: Миссия Юнона (@nasajuno)

В настоящее время неизвестно, является ли это место постоянным или временным. Известно, что впервые он был обнаружен астрономами в 17 веке. Он уменьшается в размерах, но не исчезает. Считается, что через 20 лет он будет почти везде, а в один день, возможно, просто исчезнет.

Красное пятно находится в верхних слоях атмосферы. Кромка вращается со скоростью примерно 360 км/ч. Размер участка 12 тыс км х 24 тыс км. Он возвышается примерно на 8 км над облаками.

Спутники Юпитера

По состоянию на 2019 год вокруг Юпитера вращалось 79 спутников. 4 из них «галилеевские», потому что были открыты Галилео Галилеем. Это Ио, Европа, Ганимед, Каллисто. Открытие спутников позволило ученому подтвердить гелиоцентрическую систему, за что и подвергся гонениям со стороны католической церкви.

Галилеевы спутники

Ганимед

Ганимед — самый большой спутник Юпитера. Его радиус составляет 2634 км, а площадь — 87 млн ​​км2. Она весит в 40 раз меньше Земли. Сила притяжения на поверхности почти в 7 раз меньше, чем у Земли. Спутник вращается вокруг Юпитера на среднем расстоянии 1 млн 70 тыс км (третий по дальности). Примечательно, что масса Ганимеда составляет 45% массы Меркурия. Спутник делает один оборот вокруг Юпитера примерно за неделю.

Ганимед был открыт Галилеем в 1610 году. Он был назван в честь мифического сына троянского царя Троса — Ганимеда, который был похищен орлом Зевса и стал рупором на Олимпе. За это ему была дарована вечная молодость и бессмертие.

Этот спутник, вероятно, образовался из аккреционного диска или из туманности, состоящей из пыли и газа. Она окружала Юпитер некоторое время после образования гиганта. Спутник формировался ближе к планете: в этом месте туман был гуще.

Ганимед состоит из камней и замерзшей воды. Мороженое может содержать аммиак. Точный состав твердых пород неизвестен. Спектральный анализ показал наличие на Ганимеде следующих веществ:

• углекислый газ;
  • сернистый газ;
  • цианид;
  • серная кислота;
  • органические соединения;
  • сульфат магния и натрия.

Считается, что спутник состоит из железосодержащего ядра, мантии и слоя льда. Ядро, вероятно, имеет радиус от 700 до 900 км, внешний ледяной слой — от 800 до 1000 км. Остальное находится в силикатной мантии. На поверхности встречаются кратеры, бороздчатые участки, полярные шапки.

Опубликовано НАСА (@nasa)

Исследования показали наличие на спутнике тонкой атмосферы, а также экзосферы кислорода. Вопрос о наличии ионосферы на Ганимеде остается спорным. Космический аппарат Галилео обнаружил магнитное поле на спутнике. Это единственный спутник планеты в Солнечной системе, имеющий магнитосферу. Если бы не мощное излучение, Ганимед был бы отличным кандидатом на терраформирование.

Каллисто

Это второй по величине спутник Юпитера, самый удаленный от него и третий по величине среди спутников во всей Солнечной системе. Названа в честь любовницы Зевса — персонажа древнегреческой мифологии.

Период обращения Каллисто вокруг своей оси равен времени, за которое спутник совершает оборот вокруг Юпитера. Поэтому он всегда обращен к планете одной стороной. Радиус 2410 км почти равен радиусу Меркурия. Поверхность составляет 73 млн км2. Масса спутника составляет примерно 1020 тонн, а объем 59 млрд км3. На Каллисто гравитация в 8 раз меньше земной. Осевой наклон отсутствует.

По данным спектроскопии, на поверхности Каллисто были обнаружены лед, углекислый газ, соединения кремния и органические вещества. Рельеф сложный: есть кратеры, «цирк» — кольцевые структуры. Спутник окружен устаревшей атмосферой из углекислого газа и ионосферы.

Предположительно, Каллисто образовалась в результате аккреции из облака пыли и газа. Под поверхностью находится океан жидкой воды толщиной около 100 км. Здесь может быть внеземная жизнь. Каллисто может служить удобной космической базой человечества для изучения планет-гигантов, так как этот спутник находится вне зоны радиационных поясов.

Интересный факт: количество спутников Юпитера может варьироваться. Некоторые кометы, притянутые к планете, могут стать ее временными спутниками.

Европа

Это наименьший из галилеевых спутников, открытых в 1610 году. Радиус Европы составляет около 1560 км, площадь поверхности — более 30 млн км2. Объем спутника составляет около 16 млрд км3. Ускорение свободного падения в экваториальной области составляет примерно 1,3 м/с2. Подобно Каллисто, они обращены к Юпитеру одной стороной. Среднее расстояние до планеты составляет около 665 тыс км.

Поверхность спутника покрыта льдом и является самой гладкой во всей Солнечной системе. И хотя на Европе немного кратеров, здесь можно увидеть большое количество трещин. Лед на поверхности относительно молодой. Температура поверхности достигает -190°С. Уровень радиации в Европе очень высокий — более 5 Зв в сутки. Такая доза за это время может вызвать у человека тяжелую лучевую болезнь.

Под поверхностью Луны может существовать океан. Многие астрономы считают, что водоем мог образоваться за счет тепла, выделяемого приливами. Версия о радиоактивном распаде как источнике тепла не выдерживает критики, так как получаемый при этом нагрев явно недостаточен.

Спектрографические наблюдения выявили наличие на Европе редкой атмосферы, состоящей из молекул кислорода. Источником кислорода является распад молекулы воды на атомы водорода и кислорода под действием солнечного излучения и радиации. Водород в условиях низкой гравитации быстро уходит в межпланетное пространство. Атмосферное давление на Европе не превышает миллионной доли паскаля.

Спутник считается одним из мест в Солнечной системе, где может быть внеземная жизнь. Вполне вероятно, что он может существовать в подповерхностном океане. В настоящее время на Европе нет признаков жизни. Спутник находится в зоне влияния мощных радиационных поясов Юпитера. Астронавт, осмеливающийся ходить по поверхности Европы, через несколько часов получит смертельную дозу радиации.

Ио

Это ближайший к Юпитеру спутник со средним расстоянием от планеты около 420 тыс км. Масса примерно 9∙1019 тонн, объем примерно 25 млрд км3. Сила тяжести на поверхности составляет около 1,8 м/с2. Подобно Каллисто или Европе, всегда обращенной к Юпитеру одной стороной. Период обращения вокруг планеты составляет около 1,75 суток. Название спутник получил в честь мифологического персонажа Ио — жрицы Геры. Имея диаметр 3642 км, это четвертый по величине спутник в Солнечной системе.

Автор: Миссия Юнона (@nasajuno)

На фото тень Ио на поверхности Юпитера. Изображение было получено космическим аппаратом Юнона.

На Ио более 400 действующих вулканов. Их наличие можно объяснить нагревом недр этого космического тела в результате трения, возникающего за счет гравитационных сил Юпитера, крупнейшего спутника Ганимеда, а также Европы. Интересно, что некоторые вулканы могут выбрасывать серу и диоксид серы на высоту в несколько сотен километров.

Луна в основном состоит из соединений кремния, окружающих расплавленное ядро ​​(предположительно железа или сульфата железа). Значительная часть поверхности представляет собой равнины, покрытые серой или застывшим сернистым газом. Считается, что на Ио есть внутренний магматический океан. Температура в нем достигает 1200 °С.

Извержение вулкана на Ио

Пепел и сера, выбрасываемые вулканами, постоянно преображают поверхность Ио. Они окрашивают его в разные цвета. Лавовые потоки очень мощные, протяженностью до 500 км. Эти же выбросы образуют разреженную атмосферу. Его плотность и высота зависят от времени суток, активности вулканов и количества изморози на поверхности. Атмосферное давление — в пределах от 3∙10–5 до 3∙10–4 Па.

Ио по составу ближе к планетам земной группы. На это указывает плотность – выше 3,5 г/см3. Это намного больше, чем у других галилеевых спутников. Более того, этот показатель ставит Ио на первое место по плотности среди всех остальных спутников планет.

Сравнение Юпитера и Земли

Размеры Юпитера и Земли удобно сравнивать в виде таблицы.

Параметр Юпитер Земля
Экваториальный радиус 71492 км 6387 км
Полярный радиус 66854 км 6356 км
Плоская поверхность 62,179 млрд км2 510,65 млн км2
Объем 1431,431 трлн км3 1,83 трлн км3
Масса 1,8986∙1024 тонны около 6∙1021 тонн
Окружность по экватору 448984 км 40075 км

Расстояние до Солнца и Земли

Расстояние от Юпитера до Солнца в перигелии 740 млн 573,6 тыс км, расстояние в афелии 816 млн 520,8 млн км. Расстояние от Земли до Юпитера колеблется от 588 до 987 млн ​​км. В ближайшей к Земле точке его видимая величина составляет -2,94. Но в своей самой дальней точке от Земли Юпитер также сияет довольно ярко с видимой величиной -1,61.

Столкновения небесных тел с Юпитером

Юпитер — второе по величине космическое тело Солнечной системы. Своей гравитацией планета притягивает большое количество мелких космических объектов. Находясь вблизи пояса астероидов, он становится своего рода мишенью для малых космических тел.

Комета Шумейкеров – Леви

Комета Шумейкера-Леви 9 была открыта в марте 1993 года. До 2009 года она была первым небесным телом, чье столкновение с Юпитером наблюдали астрономы.

Юпитер показывает серию заметных атмосферных пятен в южном полушарии, образовавшихся в результате столкновения фрагментов кометы Шумейкера-Леви 9 в июле 1994 года. Изображение было получено космическим телескопом Хаббла 21 июля, за день до последнего столкновения. Спутник Юпитера Ио выглядит как круглая точка к северу от экватора.

По расчетам, примерно за 10 месяцев до своего открытия эта комета приблизилась к облакам Юпитера на 15 тыс км. Из-за приливных сил это небесное тело было разбито на 21 небольшой фрагмент. Комета вращалась вокруг Юпитера, в отличие от других подобных небесных тел, вращающихся вокруг Солнца. Перед столкновением эксцентриситет орбиты Шумейкера-Леви приближался к единице.

Столкновение фрагмента W кометы Шумейкера-Леви 9 видно на четырех снимках, сделанных космическим кораблем Галилео 22 июля 1994 года.

В июле 1994 года все осколки кометы приблизились к Юпитеру и погрузились в атмосферу с огромной скоростью 64 км/с. При этом произошли сильные возмущения облаков. Падение кометных обломков продолжалось одну неделю (16–22 июля 1994 г.). Наблюдать это явление можно было как с Земли, так и из космоса.

Южное полушарие Юпитера, на котором видны несколько темных пятен, возникших в результате столкновения фрагментов кометы Шумейкера-Леви 9. Изображение было получено космическим телескопом Хаббла 22 июля 1994 года, в последний день столкновения.

Фрагменты Шумейкера-Леви оказались в Южном полушарии. Момент падения наблюдал космический аппарат «Галилео». Возмущения от разрушения кометы были видны с Земли. При падении образовалась огромная энергия в 2 миллиона мегатонн тротила. Также при падении осколков кометы появлялись вспышки радиации, выбросы газа, изменения радиационных поясов и полярные сияния.

Другие столкновения

В июле 2009 года произошло еще одно столкновение Юпитера со скалистым астероидом. В результате этого события в атмосфере образовалось темное пятно, по площади сравнимое с Тихим океаном. По расчетам, диаметр объекта достигал 500 м. При ударе выделилась энергия в 5 тысяч мегатонн.

В июне 2010 года над атмосферой Юпитера была зафиксирована мощная вспышка. Это было связано с падением космического тела. Однако никаких темных пятен в атмосфере после этого события обнаружено не было.

В августе того же года астрономы-любители заметили проблеск над облаками Юпитера. Предположительно извержение произошло в результате падения на планету астероида или кометы.

В марте 2016 г астроном-любитель Г. Кернбауэр заснял момент столкновения Юпитера с астероидом или кометой. Считается, что это столкновение высвободило 12,5 мегатонн энергии.

Полярные сияния на планете

Юпитер производит яркие и стойкие полярные сияния. Они, в отличие от земных, постоянны. Меняется только интенсивность свечения. Их положение сильно зависит от вращения спутников.

Полярные сияния на Юпитере

Исследования Юпитера

Благодаря его прекрасной видимости люди знали о существовании Юпитера с древних времен. Первые упоминания о планете относятся к 7-8 векам до нашей эры в древнем Вавилоне. В 1610 году Галилео Галилей с помощью телескопа смог рассмотреть поверхность Юпитера и обнаружить 4 спутника, вращающихся вокруг планеты. Это позволило окончательно опровергнуть геоцентрическую модель.

Астроному Кассини в 1660-х годах удалось установить, что Юпитер представляет собой сплюснутый сфероид, а также изучить вращение атмосферы. В 1831 г астроном Г. Швабе подробно исследовал Большое Красное Пятно.

В середине ХХ века астрономы начали исследовать крупнейший газовый гигант с помощью радиотелескопов. Они позволили рассчитать скорость вращения планеты. Всего планетарную систему посетило 9 космических аппаратов.

Оптимальный период для изучения планеты Юпитер астрономами-любителями ежегодно приходится на время противостояния. Наилучшие условия для наблюдений – зимой.

Как вычислили продолжительность дня

Рассчитать этот показатель достаточно сложно, так как газовый гигант не имеет твердой поверхности. Астрономы использовали различные методы для определения продолжительности дня.

1. Отслеживание шторма. При попытке установить их центр оказалось, что они очень быстрые и не могут правильно показывать время обращения.
  2. Исследование радиоизлучения магнитного поля Юпитера. Оказалось, что скорость магнитосферы постоянна и поэтому подходит для определения продолжительности дня.

Есть ли жизнь на планете

На Юпитере крайне неблагоприятные условия для возникновения и поддержания жизни: низкая температура, отсутствие твердой поверхности и малое количество воды в атмосфере. Однако не следует исключать развитие жизни в недрах атмосферной оболочки, так как атмосфера и давление здесь достаточно высоки. Жизнь может существовать в облаках водяного пара.

Интересные факты о Юпитере

Юпитер примечателен не только своими размерами. Вот некоторые из его интересных особенностей.

1. По яркости на ночном небе Земли этот свет уступает только Луне и Венере.
  2. Если бы масса Юпитера на момент образования была бы в 80 раз больше, в Солнечной системе была бы вторая звезда — коричневый карлик.
  3. У Юпитера такое мощное гравитационное поле, что оно защищает Землю от падающих астероидов.
  4. Атмосфера гиганта содержит кристаллы аммиака и серы.
  5. Большое пятно — это гигантский шторм, который длится 350 лет. В него свободно помещаются три такие планеты, как Земля.
  6. Кольца Юпитера очень тонкие — от 2 до 12,5 тыс км.
  7. Есть спутники, которые становятся ретроградными. Все они заканчиваются на «е»: Карма, Синоп, Пасифа и так далее.
  8. Юпитер излучает самые мощные радиоволны, которые могут быть уловлены обычными коротковолновыми антеннами. У них необычный звук.
  9. Человек на поверхности Юпитера весил бы в 2,4 раза больше. Например, мужчина весом 70 кг будет весить 168 кг. Подниматься по лестнице ему будет трудно.

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Он известен человечеству с древних времен и привлекает внимание наблюдателей своей яркостью на ночном небе. Исследования этого небесного тела не прекращаются. Возможно, в ближайшем будущем мы узнаем многие его секреты.