Созвездие Козерога: где находится, яркие звезды, мифы, история открытия

Не самое яркое и не самое большое, созвездие Козерога полно загадок. О них мы и поговорим в нашей статье. А также о том, как найти созвездие на небе, когда его можно увидеть, из каких звезд оно состоит и какими легендами окутано.

Созвездие Козерога: где находится и как выглядит

Даже если вы хорошо разбираетесь в ночном небе, найти созвездие Козерога (Козерога — то есть рогатого козла или Шляпки) сразу не получится. Оно объединяет 86 звезд, видимых невооруженным глазом, но яркостью эти светильники не удивляют, а форму созвездия — улыбку Чеширского кота — не так легко запомнить, как, например, силуэт ковш Большой Медведицы. Кроме того, по сравнению с другими созвездиями Зодиака по величине углового диапазона Козерог является самым маленьким объектом во всей этой группе. Его размер составляет 413,9 квадратных градуса, что составляет всего 1 процент площади ночного неба. По этому же параметру Козерог занимает 40-е место среди всех известных созвездий и 16-е в своем, южном полушарии.

Созвездие Козерога

Но зная астрономические координаты созвездия Козерога, вас долго не будет беспокоить вопрос, как его найти. Посмотрите на юг. Там, недалеко от горизонта, вы увидите слабо мерцающие звезды, образующие очертания Козерога или, как говаривали наши предки, рыбы-козы. Только не забывайте использовать свое воображение! Интересно, что это маленькое созвездие держит солнце в своей зоне 28 дней — с 20 января по 16 февраля. Речь идет о линии эклиптики — пути, который Солнце движется по небу весь год, и проходит он только через самую широкую часть «тела» Козерога.

Когда можно увидеть созвездие Козерога?

Жители России могут наблюдать созвездие Козерога на ночном небе в период с 23 июля по 21 августа, причем лучше всего его видно в полночь, когда оно занимает максимально высокое положение на небе, т.е кульминационное.

С декабря Козерог виден только вечером, с июня — после 12 ночи. В период с января по март созвездие Козы невозможно найти на нашем полушарии ночного неба. Козерог на звездной карте Если вы хотите найти это созвездие на небе, сначала изучите звездную карту. Говоря научным языком, Козерог расположен в южном полушарии, в его 4 квадранте, который называется SQ4. Находится на широтах — от +60 до -90. Созвездия рядом с ним называются: Стрелец, Южные Рыбы, Микроскоп, Орел и Водолей.

Созвездия зодиака

Созвездие Козерога можно найти на небе и в определенных точках, то есть ориентироваться по звездам. Самой яркой среди звезд видимой величины, входящих в созвездие, является Шедди или Кепка. Подробнее о звездах мы поговорим ниже.

Как же обнаружить созвездие Козерога на ночном небе?

Созвездие Козерога на темном ночном небе вам поможет найти фотоотображение, а именно картинки созвездия в интернете. Отметим также, что созвездие находится не очень высоко над горизонтом в южной части неба. На схеме созвездие Козерога напоминает треугольник с неровными, вдавленными сторонами.

Созвездие Козерога в ночном небе

Опытные звездочеты ориентируются на созвездие Стрельца, которое и ярче, и заметнее. Недалеко, вдоль линии эклиптики можно найти Козерога. Другой способ найти это созвездие — ориентироваться по звездам. Для начала нужно найти так называемый треугольник Лето-Весна, который состоит из трех четких звезд: Альтаир из созвездия Орла, Вега из Лиры и Денеб из Лебедя. Созвездие Орла расположено к северо-западу от Козерога. Линия эклиптики снова поможет уточнить местоположение.

Ярчайшие звезды и метеорные потоки созвездия

Созвездие Козерога было лучше всего изучено в свое время восточными звездочетами, и именно поэтому мы встречаем названия звезд на арабском языке.

Если вы обрисовываете созвездие Козерога в виде рисунка, вам нужно указать самые яркие звезды на контуре созвездия. Назовем несколько самых ярких.

Денеб Альгеди или Альфа Козерога

Денеб, то есть козий хвост, как переводится с арабского название предмета, не просто звезда. Это двойная звездная система, в которую входит белый гигант. Возможно, именно поэтому Денеб сияет ярче всех остальных звезд созвездия. Дельта Козерога находится в 50 световых годах от Солнца и имеет статус затменно-переменной, так как ее яркость меняется в течение суток от 2,88 до 2,95 м (magnitudo (лат.) — размер).

Дабих или Бета Козерога

Слово дабих означает мясник. И снова перед нами не обычная звезда, а целая многозвездная система, но по яркости этот объект уступает Денебу. Если вы посмотрите на Дабих в телескоп, то увидите две звезды, называемые Большой Мясник и Малый. Но это тоже оптическая иллюзия! Большой мясник — это оранжевый гигант вместе с бело-голубым карликом. Маленький мясник объединяет дуэт двух звезд, одна из которых — второразрядный великан.

Звезды созвездия Козерога

Альджеди или Альфа Козерога

Детеныш представляет собой двойной объект, состоящий из двух звезд четвертой величины. Только они не объединены в систему, так как находятся на большом расстоянии друг от друга, только с точки зрения наблюдателя, находящегося на Земле, они сливаются в единое целое.

Нашира, она же – или Гамма Козерога

К счастью, это бело-голубая гигантская звезда, пятая по яркости в созвездии. Наконец, на этот раз мы видим только одну звезду.

Метеоритный дождь проходит через Козерог. Их пять, они имеют общую фамилию, образованную от слова Capricornus — Каприкониды. Их называют каприконидами-сагитаридами, альфа-каприконидами, тау-каприконидами, хи-каприконидами и сигма-каприконидами.

Какие объекты глубокого космоса мы увидим в Козероге?

Учитывая небольшой размер созвездия, в нем не так много интересных космических событий, но нам есть о чем поговорить.

Мессье 30 или М30, а также NGC 7099. Это шаровое звездное скопление, расположенное в районе созвездия Козерога. Он сверкает в далеком космосе, свет преодолевает 28 тысяч световых лет до Земли. Скопление приближается к 90 световым годам в поперечнике и относится к спектральному классу F3. Скопление получило свое название в честь ученого Шарля Мессье, открывшего его в 1764 году.

Звездное скопление Мессье 30

Самый яркий представитель М30 — звезда 12-й величины, относящаяся к классу красных гигантов. Эта звезда, как и большинство других в этом созвездии, уже прошла стадию коллапса ядра.

Интересно, что именно в Козероге ученые Генрих Луи д’Арре и Иоганн Галле смогли заметить восьмую планету Солнечной системы, Нептун. Произошло это в 1846 году.

История и мифы Козерога

Созвездие Козерога упоминается в вавилонских табличках, а значит, люди «открыли» его еще в 3-м тысячелетии до нашей эры.

В древности это созвездие называли Козой, Козой или Козлиной-рыбой. А вот на карту неба созвездие ввел великий астроном древности Птолемей, создавший свой каталог астрономических объектов Альмагест. Возможно, Козерог привлекал внимание людей тем, что в прежние времена именно в этом созвездии располагалась точка зимнего солнцестояния. По этой же причине линия, разделяющая южный умеренный пояс на юге нашей планеты и тропики на севере, называется Тропиком Козерога. Правда, в наше время точку зимнего солнцестояния следует искать в созвездии Стрельца, но троп сохранил свое прежнее название.

Греческая мифология объясняет появление созвездия легендой о сыне Элиана Козероге, выросшем на Крите вместе с Зевсом, самым могущественным богом эллинистического мира. В детстве Зевс был всего лишь мальчиком, которого мать прятала от кровожадного отца Кроноса. Козерог стал правой рукой Зевса, когда тот решил восстать против Кроноса. Став единоличным правителем земли и неба, Зевс отблагодарил Козерога за дружбу, превратив его в то самое скромное созвездие, о котором мы говорим на этой странице.

Есть версия, что Козерог – это тот самый весельчак Пан, который жил в древнегреческих мифологических лесах, играл на флейте и вожделел красавиц. Однажды чудовище Тифон напало на богов Олимпа, поэтому все боги изменили свой облик. Пан прыгнул в Нил, нижняя часть его тела стала хвостом рыбы, а верхняя – головой, грудью и передними ногами козла. Итак, Пан попытался напугать Тифона…

Статуя Зевса и козы Амальтеи

Одни считают, что Козерог — это небесное воплощение козочки Амальтеи, вскормившей Зевса, спрятанного матерью от Кроноса, собиравшегося поглотить младенца. Но кроме этой версии происхождения созвездия можно найти еще множество! И это неудивительно, ведь созвездие полукозла-полурыбы известно людям уже несколько тысячелетий.