Созвездие Лебедь на карте звездного неба: история открытия, яркие звезды, туманности и скопления, интересные объекты

Величественное созвездие Лебедя украшает северное полушарие звездного неба. Красивая птица летит в зенит на фоне небесной реки — Млечного Пути, широко расправив сияющие крылья.

Созвездие Лебедь на звездной карте: история открытия, яркие звезды, туманности и скопления, интересные объекты

Созвездие Лебедя на звездном небе

Созвездие Лебедя (лат. Cygnus) на карте звездного неба расположено в четвертом квадранте северного полушария (NQ4), и занимает площадь 804 квадратных градуса. Эта часть выглядит как прямоугольник с 28 частями. Оно занимает 8-е место по размеру среди созвездий Северного полушария и 16-е из всех 88 официальных созвездий.

Описание и характеристики созвездия Лебедь

Имя на латинице   Кугнус
Международная аббревиатура из трех букв Куг
Прямой подъем с 19.05 до 21.58
Склонение от +27 градусов. 30 м до +60 градусов. 55
Область 804 кв град.
Количество звезд ярче 6,5m 262
Широты, где вы можете видеть выше 29 градусов южной широты
Нет настройки широты выше 63 градуса северной широты
Кульминация 29 июня
Наиболее практичный период наблюдения в средних широтах с июля по октябрь по вечерам
Метеоритный дождь Каппа-Цигниды, Октябрьские Цигниды
Стол. Основные характеристики и координаты созвездия Лебедя

найти созвездие Лебедя на небе довольно просто. Его главные и наиболее заметные звезды образуют хорошо узнаваемый крестообразный астеризм. Поэтому эту фигуру иногда называют Северным Крестом (по аналогии с Южным Крестом, видимым в южном полушарии).

Северный Крест лежит на фоне Млечного Пути, перекладина как бы перекинулась с одного берега на другой «небесной реки». Таким образом, этот астеризм может помочь найти Млечный Путь на «загрязненном» городском контровом небе. А если продолжить выстраивать узор звезды от перекладины к кресту, то он будет удивительно точно напоминать распростертые крылья летящей птицы. Звезды расположены симметрично и в нужных местах, словно расставлены небесным художником.

Для тех, кто впервые ищет созвездие Лебедя, звезды Кассиопеи могут дать подсказку: нужно мысленно провести линию от Беты Кассиопеи (Рукба) до Гаммы Кассиопеи (Нави), а затем мысленно продолжить ее дальше — ваш взгляд остановится на большой бело-голубой звезде. Это Денеб, «главная звезда» в созвездии Лебедя и вершина Северного Креста.

поиск Денеба по созвездию Кассиопеи

Для широт выше 60 параллелей в Северном полушарии созвездие совершенно незаходящее. На широте Москвы и южных областей России наблюдается частичный закат, но Денеб и соседние звезды никогда не прячутся за горизонт. Лебедь взлетает около зенита в полночь 29 июля (это время кульминации). Поэтому наиболее подходящее время для наблюдения — теплые и ясные летние и осенние ночи с июля по октябрь.

Согласно Йельскому каталогу ярких звезд, созвездие включает 262 светила с видимой величиной более 6,5 м, которые можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Здесь также много интересных объектов глубокого облака. Поэтому всем, кто решит исследовать созвездие Лебедя, нужна схема, где они все указаны и желательно хорошая оптика.

Конечно, многие интересные объекты, включая созвездие Лебедя, есть на снимках, сделанных телескопом Хаббл и другими крупными инструментами. Эти изображения также обязательны к просмотру, чтобы получить лучшее представление о сокровищах глубокого космоса, найденных в этом сегменте неба.

Созвездия Пегас, Ящерица, Цефей, Дракон, Лира, Лисичка

Соседями Лебедя на звездном небе являются мифический герой Цефей, Ящерица и Дракон, находящийся ближе к зениту. Ниже можно увидеть крылатого коня Пегаса, волшебную лиру Орфея и лисичку.

Самые крупные объекты созвездия Лебедя

Главные звезды

Наиболее заметными объектами в созвездии Лебедя при наблюдении невооруженным глазом являются 5 светил, образующих Северный Крест. Четыре из них имеют собственные имена: Денеб, Альбирео, Садр, Дженах, а пятая — «безымянная» звезда Дельта Лебедя.

Теперь, когда мы разобрались, какие главные звезды находятся в созвездии Лебедя, давайте познакомимся с ними подробнее.

Денеб (Aльфa Лeбeдя)

Это самая яркая звезда в созвездии Лебедя, поэтому по современной астрономической классификации она обозначается греческой буквой Альфа. По яркости входит в число 19 самых ярких звезд, видимых с Земли.

Его видимые параметры:

•  1,25 — кажущаяся стоимость;
  • -7,0 – абсолютная яркость;
  • меняет свой блеск на +1,21m до +1,29m за 3-7 дней и служит прототипом для выделения класса подобных переменных звезд.

Звезда представляет собой очень массивный бело-голубой сверхгигант спектрального класса A2 Ia, расположенный на расстоянии 1550 световых лет от нас. Различные участки поверхности массивной звезды сжимаются и расширяются несинхронно, что и является причиной ее «нестандартной» изменчивости.

Расположение Денеба в созвездии Лебедя

Физические параметры Денеба:

• диаметр — около 240 солнечных (300 млн км), то есть равен диаметру орбиты Земли;
  • масса — 15-25 солнечной энергии;
  • светимость — в 67 000 раз больше, чем у Солнца;
  • потеря массы со звездным ветром в 100 тысяч раз больше, чем у Солнца.

Параметры сверхгиганта впечатляют. Большинство звезд на таком расстоянии вообще не видно, а яркость Денеба делает ее одной из самых ярких звезд на небе. Если бы она находилась на том же расстоянии, что и Сириус (8,5 световых лет), то казалась бы ярче полной Луны. Таким образом, это одно из самых мощных светил, известных современной науке.

Яркая звезда с древних времен привлекала внимание людей. Она была героем легенд и служила ориентиром для кораблей и караванов. Дошедшее до наших дней имя собственное Денеб восходит к древнему арабскому языку и соответствует слову «хвост», «хвост курицы». То есть в фигуре летящей птицы присутствует «хвостовая звезда.

Денеб, Альтаир и Вега составляют летне-осенний треугольник

Денеб входит в состав другого известного астеризма — «треугольника лета-осени», состоящего из трех самых ярких звезд северного полушария. Альфа Лебедя служит северной вершиной фигуры, две другие — это Альтаир и Вега. В средних широтах «треугольник» возвышается над горизонтом в течение 11 месяцев (с февраля по январь), при этом лучшее время для наблюдения — летние и осенние месяцы (отсюда и название звезды).

Альбирео (Бета Лебедя)

Вторая по яркости среди звезд Лебедя. Он находится в районе головы звездчатки, а его название восходит к арабскому «звезда-клюв». Уже в телескоп с небольшой апертурой легко увидеть, что она двойная. Из-за значительного расстояния между спутниками (34 угловых секунды) велись долгие споры о том, какой это двойник — оптически или физически.

Расположение Альбирео в созвездии Лебедя

Теперь подтверждено, что это реальная (физическая) пара, которая включает в себя:

• звезда-гигант спектрального класса К с оранжевым цветом поверхности, видимый блеск — 3,4m;
  • теплая сине-голубая звезда класса В9, видимый блеск — 5,1m.

Расстояние системы от Земли 385 св лет.

Садр (Гамма Лебедя)

Объект с видимой величиной 2,23. Находится на пересечении перекладин Северного Креста, в районе груди Небесного Лебедя. Вполне естественно, что название звезды в переводе с арабского означает «грудь».

Расположение Садра в созвездии Лебедя

Физически звезда представляет собой бело-желтый сверхгигант спектрального класса F8.

Основные характеристики:

• диаметр — 225 солнечных;
  • масса — 12 масс Солнца;
  • возраст — 12 миллионов лет;
  • температура — 6500 Кельвинов;
  • переменная, период пульсации 74 дня.

Расстояние от Земли 1800 световых лет.

Дженах (Эпсилон Лебедя)

Красивая оранжевая звезда с видимой величиной 2,48 хорошо видна даже на переэкспонированном городском небе. Ее имя в переводе с арабского означает «крыло», и она помещена в центре (на сгибе) левого крыла лебедя. Физически объект представляет собой сверхгигант K0 III, в ядре которого горит гелий.

Расположение Дженаха в созвездии Лебедя

Основные параметры:

• диаметр — 10-11 солнечных;
  • масса — 2 массы Солнца;
  • возраст — 1,5 миллиарда лет.

Находится на расстоянии 72,7 световых года.

Дельта Лебедя

третья по яркости звезда в созвездии Лебедя. Его видимая величина составляет 2,87. Это правая вершина поперечной перекладины Северного Креста (на сгибе правого крыла Лебедя). К 11250, сдвинувшись в зенит, займет «полярное» положение».

Расположение дельты Лебедя

Физически этот объект представляет собой тройную систему. В состав входят:

• гигант класса В9 с массой 2,93 массы Солнца, имеет бело-голубой цвет поверхности;
  • звездный класс F1, бело-желтый;
  • оранжевый карлик класса К с массой 0,7 солнечной.

Расстояние от Земли 170 световых лет.

61 Лебедя (61 Cygni)

Эта звезда, хорошо видимая невооруженным глазом, замечательна тем, что имеет заметное собственное движение. Эту особенность открыл в 1804 году итальянский ученый Джузеппе Пиацци и назвал объект «Летящая звезда.

Из-за своего кажущегося собственного движения 61 Лебедя хорошо подходит для измерения с Земли по параллаксу и была первой звездой (кроме Солнца), которая успешно сделала это.

Расположение 61 звезды Лебедя (1803 Лебедя)

Такие расчеты удалось произвести в 1838 году немецкому астроному Фридриху Вильгельму Бекселю. Благодаря его трудам человечество получило ответ на вопрос «насколько далеки от нас звезды?», волнующий умы с древних времен. Именно Бессель предложил измерять расстояние до звезд в световых годах. Для звезды 61 Лебедя он получил величину 10,3 световых года (660 000 астрономических единиц). Сегодня, по обновленным данным, этот показатель составляет 11,4 световых года.

61 Лебедь также оказался системой оранжевых карликов спектральных классов K5V и K7M с массами 0,70 и 0,63 солнечной и периодом обращения около 679 лет. Видимые светимости звезд 5,20 и 6,05. Видимое расстояние между звездами составляет 16-20 угловых секунд, то есть чуть больше углового размера Сатурна. Поэтому в нормальных условиях эту двойную систему уже можно оценить в телескоп с апертурой 70 мм и более.

61 Лебедь в телескоп

Дополнительную известность 61 Лебедя принесло то, что американский астроном Кай Стрэнд еще в 1942 году, в 1942 году, предположил, что звезды-компаньоны имеют как минимум одну планету. Это вызвало долгую дискуссию среди ученых, в ходе которой выдвигались разные предположения о массе и внешнем виде экзопланет. Большой интерес к теме проявили писатели-фантасты, перенесшие сюжет своих произведений в систему 61 ​​Лебедя (например, роман Хола Клемента «Гравитационная экспедиция»). Звезда стала «народной”.

К сожалению, современными исследованиями данные о наличии сформировавшихся планет вблизи «Летящей звезды» не подтверждаются. Хотя может иметь пылевой диск, где проходят первые этапы формирования планет.

Интересные объекты созвездия Лебедь

Помимо ярчайших звезд, составляющих Северный Крест, интерес для астронома-любителя представляет ряд объектов в созвездии Лебедя.

Звезды

1. Дзета Лебедя — физическая двойная система, компонентами которой являются белый карлик типа DA4.2 и звезда спектрального класса G с массой 14,7 массы Солнца. Расстояние от нас 151 световой год.
  2. Тау Лебедя — двойник, компоненты которого — желто-белый субгигант и звезда главной последовательности, по своим параметрам очень похожая на Солнце. Расстояние от Земли — 68 световых лет.
  3. Каппа Лебедя — массивная желтая гигантская звезда G-класса, видимая невооруженным глазом (видимая величина 3,8) в конце левого крыла Небесного Лебедя. Это луч метеорного потока Каппа-Лебедя.
  4. Эта Лебедя — оранжевая звезда величиной 3,9, видимая невооруженным глазом, — гигант спектрального класса К, удаленность от Земли — 139 световых лет.
  5. Пи Лебедя — один из самых ярких на фоне Млечного Пути (видимый блеск 4,8), переменный, также показал несколько очень ярких вспышек за исторический период (1600 г, 1665 г), когда видимый блеск увеличился до 3. Сегодня определено, что это тройная звездная система, два компонента которой являются голубыми гигантами B-типа, точный тип третьего компонента пока неизвестен. Объекты находятся на расстоянии 5100 световых лет.
  6. Тета Лебедя — яркая звезда с величиной 4,48, хорошо видимая невооруженным глазом. По последним данным, объект представляет собой кратную систему с тремя звездами — звездой F3V, красным карликом типа M3 V и звездой, тип которой пока не определен. Система интересна еще и тем, что в ней может находиться газовая планета-гигант с массой в 1,5-2 массы Юпитера. Данные о наличии планеты пока ждут подтверждения.
  7. Омега Лебедя (Рухба) — яркая звезда величиной 4,94, имеет собственное имя (Рухба), которое происходит от арабского «колено». Объект представляет собой визуальную двойную звезду: первый компонент имеет видимый блеск 4,95 и находится на расстоянии 910 световых лет от нас, второй оптический спутник имеет видимый блеск 5,22 и находится в 2 раза ближе к Земле — 400 световых лет световых лет. Для земного наблюдателя звезды видны на расстоянии 1/3 градуса друг от друга.
  8. Gliese 777 (HD 190360) — система физически двойных звезд (желтый субгигант и красный карлик), где также были обнаружены 2 экзопланеты. Первая экзопланета — эксцентричный Юпитер с массой примерно в 1,5 массы Юпитера, вторая планета имеет массу в 18 масс Земли. В систему отправлен радиосигнал (проект METI), который дойдет до нее к 2051 году.

Рентгеновский источник Лебедь X-1

Один из самых мощных и наиболее изученных источников рентгеновского излучения за пределами Солнечной системы находится именно в районе созвездия Лебедя, визуально немного левее звезды Этот Лебедь. Он был обнаружен почти случайно в 1964 году при обработке данных метеорологического спутника, который исследовал атмосферу и собирал информацию для подготовки лунной программы.

Среди приборов на спутнике был счетчик Гейгера, который зафиксировал очень сильный поток частиц из созвездия Лебедя. По современным данным максимальная плотность потока составляет 2,3⋅10-23 Вт м-2Гц-1.

Относительно природы объекта, служившего источником рентгеновского излучения, велись длительные споры. Но в настоящее время общепризнано, что этот объект слишком мал, чтобы принадлежать к какому-либо известному типу, кроме черной дыры звездной массы. Считается, что он образовался 5-6 миллионов лет назад при взрыве звезды массой около 20-21 массы Солнца. Эта черная дыра является частью тесной двойной системы, другой компонент которой — голубой сверхгигант с массой около 19 масс Солнца (HDE 226868). Расстояние между компонентами 0,2 а.е e.

Рентгеновский источник Cygnus X-1

Испускаемый звездой материал закручивается под действием силы тяжести вокруг черной дыры и падает в нее, образуя аккреционный диск. Внутренние части диска нагреваются до миллионов градусов и излучают энергию в рентгеновском диапазоне. Система находится на расстоянии 6 тысяч световых лет от нас.

Радиогалактика Лебедь А (Cygnus A)

Радиогалактика Лебедь A, или 3C 405, является одним из самых ярких радиоисточников на небе. Это первая открытая радиогалактика, с которой началось изучение этих удивительных объектов, имеющих на несколько порядков больше излучения в радиодиапазоне, чем обычные галактики.

Источник радиоизлучения в Лебеде нашел еще в 1939 году «отец» радиоастрономии Грот Ребер. А в 1951 году источник был коррелирован с оптическим объектом. «Звездный остров» Лебедь А находится на расстоянии 600 миллионов световых лет от Земли.

Галактика Фeйepвepк (NGC 6946)

В районе созвездия Лебедя, граничащего с созвездием Цефея, находится очень фотогеничная и интересная галактика Фейерверк (NGC 6946). Относится к типу спиральных галактик с перемычкой (тип SBc). Объект расположен недалеко от нас (25 миллионов световых лет) и повернут под хорошим углом (наклон диска к плоскости небесной сферы около 38 градусов). Это дает хорошее представление о структурных свойствах NGC 6946.

Галактика Фейерверк в созвездии Лебедя

Наиболее важными являются следующие:

• находится в «пустой» области пространства — так называемой локальной пустоте;
  • в то же время она богата газом и в ней активно идут процессы звездообразования, что не характерно для изолированной галактики (звездообразование обычно стимулируется приливными эффектами от взаимодействий с соседними галактиками);
  • за последние 100 лет в галактике NGC 6946 зарегистрировано рекордное количество вспышек сверхновых — 9 событий;
  • в этой галактике много ярких, светящихся областей ионизированного водорода HII, что свидетельствует о наличии большого количества ярких, массивных звезд, ионизирующих своим излучением окружающий газ (из-за этого «яркого» свойства галактика получила название « Фейерверк»);
  • отличается нетипичными магнитными рукавами: магнитные рукава галактики расположены между оптическими, а не внутри оптических, как в других исследованных спиральных галактиках; эта функция еще не имеет «ключа» — серьезный вызов для современных ученых;
  • оптические рукава очень нечеткие.

Видимые угловые размеры галактики Фейерверк составляют 11,5 х 9,8 угловых минут, поверхностная яркость — 14m.

Туманности

К наиболее интересным туманностям созвездия Лебедя относятся объекты нескольких типов:

• темная туманность Северный Угольный Мешок;
  • легкие туманы Северная Америка, Пеликан, Полумесяц, Вуаль;
  • планетарные туманности NGC 7027 (самая яркая из 55 планетарных туманностей в этом созвездии) и NGC 6826 («Мерцание»).
Темная туманность Северный Угольный мешок

Довольно большая темная туманность диаметром 4 градуса, очень близкая к Денебу. Оно выделяется темным пятном на фоне Млечного Пути и хорошо видно даже невооруженным глазом. Уильям Гершель, наблюдавший объект, образно назвал его «дырой в небе». Сегодня мы знаем, что это большое облако холодного газа и космической пыли, которое находится в пределах прямой видимости и закрывает от наблюдателя небольшую часть Млечного Пути.

Символично, что Северный Угольный Мешок лежит рядом с фигурой «Северного Креста», а в Южном полушарии такой же темный угольный мешок лежит в созвездии Южного Креста.

Туманность Северная Америка (NGC 7000, Шарплесс 117, Колдуэлл 20)

По своей форме этот объект удивительно похож на очертания земного континента Северной Америки. Это сходство настолько заметно, что самые яркие части туманности носят соответствующие «географические» названия: Мексика, Флорида, Восточное побережье.

NGC 7000 является частью большого облака ионизированного водорода (H II), которое также включает туманность Пеликан в нескольких градусах от нас. Впечатление, что мы смотрим на два разных объекта, возникает из-за непрозрачного облака межзвездной пыли (LDN 935), которое находится ближе к нам на луче зрения. Сама область H II находится на расстоянии 1800 световых лет от Земли, и в ней рождаются новые звезды. Зоной наиболее активного звездообразования является Стена Лебедя, расположенная в районе Мексики и Центральной Америки.

Туман Северная Америка

Северная Америка — большая туманность: она занимает площадь размером 120 на 100 угловых минут. Поверхностная яркость объекта довольно низкая — 8,8m. Тем не менее, при хорошем небе и отсутствии городского освещения его можно различить даже невооруженным глазом. Найти NGC 7000 легко, так как она находится всего в 3 градусах к востоку от Денеба.

Великий наблюдатель Уильям Гершель открыл туманность в 1786 году. Впервые «в полный рост» ее сфотографировал Макс Вольф в 1890 году, он же дал ей название «Северная Америка».

Туманность Пеликан (IC 5070)

Это часть того же межзвездного водородного облака, что и Северная Америка. Визуально расположен рядом с «восточным берегом» последнего и северо-восточнее Денеба. При хороших условиях IC 5070, как и соседнюю туманность, можно увидеть невооруженным глазом. Наблюдателю она представляется площадью около 1 квадратного градуса (в 2 раза больше размера Луны), а в космосе эта площадь простирается на 10 световых лет.

Название объект получил из-за сходства с птицей: два темных круглых облака пыли напоминают глаза, следы пыли похожи на длинный клюв, более яркие участки ионизированного газа образуют изогнутую шею и голову с гребешком.

Туманность Полумесяц или Ухо (NGC 6888, LBN 203, по каталогу Koлдуэлла – С27)

Полумесяц — эмиссионная туманность, расположенная на расстоянии 4700 св лет. Это сброшенные оболочки звезды Вольфа-Райе WR136 (HD 192163), которые звезда ионизирует и освещает своим мощным излучением. Выброс вещества произошел 250 тысяч — 400 тысяч лет назад. С тех пор из-за сильнейшего звездного ветра ионизированная область постоянно увеличивается в размерах — на 2000-3000 км каждую секунду. Звезда уже «выдула» пузырь возрастом 25 х 18 св. Это то, что мы видим с Земли в виде туманности.

Туманность полумесяц или ухо в созвездии Лебедя

На фотографиях объект имеет характерную форму, напоминающую растущую луну или ухо, отсюда и народные названия NGC 6888 — «Туманность Полумесяц», «Ухо». Найти туманность поможет звезда Гамма Лебедя, расположенная на расстоянии 2 градусов. Видимый размер — 18 х 13 угловых минут (в 2 раза меньше углового размера Луны), поверхностная яркость — 7,4. Для наблюдения следует использовать узкополосный фильтр.

Туманность Вуаль (Петля Лебедя, Рыбачья сеть)

Эта диффузная туманность представляет собой большое облако нагретого и ионизированного газа и пыли. Это остаток мощного взрыва звезды массой в 20 масс Солнца, произошедшего 5-8 тысяч лет назад. На Земле вспышка этой сверхновой была видна даже днем.

Сегодня туманность видна как весьма внушительный объект, занимающий видимую площадь в 3 квадратных градуса (в 36 раз больше, чем полная Луна), а в космосе она простирается на 50 световых лет. Она совсем близко от нас — нас разделяет всего 2400 световых лет.

Вуалирующий туман

Она имеет красивую и сложную структуру, так что некоторые области даже представлены в каталогах как отдельные туманности:

1. NGC 6960 — известная как «Ведьмина метла», «Кружевная туманность», «Западная дуга (Вуаль)» — массивная западная часть газового облака. Этот красивый «волокнистый» туман был открыт в 18 веке. Джон Гершель. При наблюдении на переднем плане видна звезда 52 Лебедя (52 Лебедя), которая служит хорошим ориентиром для поиска Ведьмин Метлы. Видимый размер туманности составляет 70′ × 6′.
  2. Восточная Вуаль или Восточная Дуга (Колдуэлл 3Z) «состоит» из трех ярких объектов: NGC 6992 (C 33), NGC 6995 («Сетевая туманность») и IC 1340. NGC 6992 имеет размер 60′ × 8′ и лежит к северу — восточный край петли Лебедя. NGC 6995 размером 12′ × 12′ имеет форму зеркального отражения туманности NGC 6992 и находится рядом с этой туманностью (чуть южнее), создавая интересный визуальный эффект. Южнее находится IC 1340.
  3. NGC 6979 или «Треугольник Флеминга (Пикеринга)» представляет собой треугольную нитевидную туманность. Расположен на северной стороне Svanens løkke. Самой яркой является северная сторона треугольника. Объект был найден в 1904 году сотрудницей Гарвардской обсерватории Уильяминой Флеминг и первоначально был назван в честь директора этой обсерватории Пикеринга.
  4. NGC 6974 и NGC 6979 — два ярких пятна, расположенных в северной части петли Лебедя, между восточной дугой и треугольником Пикеринга.
  5. найти туманность Вуаль несложно — она находится в нескольких градусах к югу от эпсилон Лебедя, а звезда 52 Лебедя служит ориентиром для поиска восточной дуги туманности.
Планетарная туманность NGC 7027

Самая яркая планетарная туманность из 55 объектов этого типа находится в созвездии Лебедя (созвездие богато планетарными туманностями, когда через него проходит Млечный Путь, где эти объекты сосредоточены). Видимый блеск NGC 7027 составляет 8,6 m.

Вы сами можете это увидеть в хороший бинокль, но для различения деталей нужен инструмент с апертурой 200 мм и увеличением 250х и выше.

Планетарная туманность NGC 6826 «Мерцающая» (Колдуэлл 15, PK 83+12.1)

NGC 6826 имеет яркость 8,8m и «компактный» угловой размер 0,6 минуты. Она привлекает наблюдателей интересным визуальным эффектом: если переключиться с прямого на периферийное зрение, оболочка туманности как бы мерцает. Эта особенность связана с тем, что NGC 6826 имеет двойную оболочку: при прямом взгляде наиболее заметна яркая внутренняя оболочка, тогда как при переключении на периферийное зрение глаз улавливает более тусклую внешнюю оболочку.

Туманность NGC 6826 «Мерцание»

Чтобы насладиться этим эффектом, вам нужен инструмент с апертурой 100 мм, в меньшем инструменте объект будет выглядеть как звезда.

Звездные скопления

В созвездии Лебедя насчитывается около 80 рассеянных звездных скоплений. Наиболее интересные представители объектов этого класса — M29, M39, IC 4996, NGC 6910, NGC 6871, NGC 6883.

M 29 (NGC 691З)

Мессье 29 (NGC 6913) — рассеянное скопление, также известное как градирня. Это группа из 50 звезд возрастом 10 миллионов лет, находящихся на расстоянии около 4 тысяч световых лет и приближающихся к Земле со скоростью 28 км в секунду.

Самый яркий объект в ассоциации имеет видимый блеск 8,59 м, а еще 6 звезд имеют яркость 9,5 м. Эти 7 звезд видны в бинокль и своим взаимным расположением напоминают фигуру в форме часов, похожую на градирня, от которой и произошло народное название кластера. Чтобы увидеть все звезды в скоплении, нужен инструмент с апертурой 150-200. Надо сказать, что если бы не пыль из Млечного Пути и остатки газопылевого облака, в котором образовались звезды М29, они выглядели бы почти в тысячу раз ярче.

Звездное скопление М 29 в созвездии Лебедя

Этот объект был открыт в 1764 году астрономом Шарлем Мессье, который занес его в свой каталог под номером 29. Визуально на небе М29 располагается на 1,7 градуса южнее Гаммы Ледеди.

M З9 (NGC 7092).

Мессье 29 (NGC 7092) — объект под номером 39 в каталоге Шарля Мессье. Как и M29, это тоже открытое скопление.

Превышает M29 по видимым размерам и яркости:

• поверхностная яркость — 4,2м;
  • в диаметре — 42 угловых минуты.

Это одно из крупнейших рассеянных скоплений, доступных наблюдателю в Северном полушарии, и одно из самых близких к Земле. В ней 60 звезд, которые находятся на расстоянии около 800-1010 световых лет от Земли и имеют возраст 200-300 миллионов лет (в 15 раз моложе Солнца). Все звезды сейчас на главной последовательности.

Звездное скопление М 39

Самый яркий объект скопления M39 имеет белый цвет и видимую яркость 6,83 m, что соответствует спектральному классу A0. Скопление видно даже невооруженным глазом как тусклое пятно, а в хороший бинокль с увеличением в 10-15 раз оно выглядит очень эффектно в виде разброса ярких звезд.

Но чтобы увидеть все звезды М39, нужен инструмент с апертурой 80-120 мм. Найти объект достаточно просто: он находится почти посередине отрезка между звездой Денеб и самой яркой звездой соседнего созвездия Ящерицы — Альфа Ящерицы.

IC 4996

IC 4996 — рассеянное скопление молодых звезд возрастом 6-9 миллионов лет. Оно небольшое (включает всего 15 звезд), но достаточно яркое (7,3 м), с видимой яркостью звезд от 8 м до 13 м. Свежие данные астрометрического спутника Gaia (выпуск DR2) позволили ученым сделать вывод, что скопление лежит на расстоянии 6 тысяч световых лет от Земли, и что она может быть больше, чем считалось ранее — предположительно включая еще 72 звезды.

NGC 6910

Это достаточно яркая (7,4 м) и очень эффектная диффузная звездная ассоциация, содержащая большое количество звезд: 125 в центральной части, еще 280 возможных членов расположены в пределах углового радиуса объекта. Самая яркая звезда — V2118 Лебедя (HD 194279), голубой сверхгигант класса B2 с видимой величиной 7,0 м. Среди звезд ассоциации много массивных и горячих светил и сверхгигантов OB-типа.

Звездное скопление NGC 6910 в созвездии Лебедя

Расстояние от нас 5300 световых лет. Визуально NGC 6910 находится прямо над звездой Садр.

NGC 6883

Это довольно маленькое рассеянное скопление с полной яркостью 8m, оно выглядит как очень редкое скопление из 15 разноцветных звезд на фоне диффузной туманности. Визуально она находится почти посередине между звездами Гамма и Хи Лебедя.

NGC 6871

Очень яркое (5,2 м) рассеянное скопление. Он включает всего 15 звезд, удаленных от наблюдателя на 5300 световых лет. Некоторые звезды кратны. Визуально рядом с NGC 6883 эти объекты часто наблюдаются вместе.

История открытия созвездия Лебедь

Лебедь – созвездие, известное людям с незапамятных времен. Его сходство с летящей птицей настолько очевидно, что почти все древние народы выделяли именно этот астеризм, лежащий в основе пяти ярких звезд Северного Креста, и давали ему птичьи имена. Вавилоняне ассоциировали себя с лесной птицей, греки и римляне — с лебедем.

Клавдий Птолемей в своем «Альмагесте» назвал ее просто «Птица», а арабы назвали ее «Курицей» (что сохранилось в названии звезды Денеб — «куриный хвост»). Исключение составляли разве что древние китайцы, которым форма созвездия напоминала мост через Млечный Путь.

Существует несколько романтических легенд о происхождении созвездия Лебедя в древнем мире. Самая известная из них повествует о любви земной женщины Леды и бессмертного бога Зевса. Леда была так красива, что Зевс влюбился в нее. Он начал встречаться с красивой женщиной, а чтобы его ревнивая жена Гера ничего не заподозрила, принял облик лебедя. В облике этой птицы Зевс каждую ночь прилетал к своей возлюбленной. И этот образ верховного бога Олимпа, мчащегося на свидание, всегда оставался запечатленным в небе.

По другой легенде боги превратили убитого героя Орфея в прекрасного лебедя, взлетевшего на небо. А рядом появилось созвездие Лиры — это волшебный инструмент певца. И теперь каждую ночь с неба льется прекрасная музыка, которую нужно научиться слушать сердцем. И можно увидеть, как Орфей в образе лебедя летит к своей возлюбленной Эвридике.

Изображение созвездия Лебедя в атласе Яна Гевелия

Вслед за древними и древнеарабскими астрономами характерный астеризм выделяли и писатели последующих эпох. На большинстве звездных карт и атласов эпохи великих географических открытий окончательно закрепляется название Лебедь, созвездие становится классическим. Прекрасные гравюры с изображением гордой небесной птицы представлены в известных каталогах «Уранометрия» Байера (1603 г.), «Уранография» Гевелия (1690 г.) и «Уранография» Боде (1801 г).

Окончательно границы созвездий утвердил Международный астрономический союз в 1928-1935 годах, начертив их в виде ломаных линий по сетке небесных координат. Среди 88 официально признанных фигур — древнее созвездие Лебедя.

Карта созвездий в современном варианте включает в себя как сам классический астеризм — звезды, образующие фигуру птицы, так и прилегающие к ней части небесной сферы общей площадью 804 квадратных градуса.

Созвездие Лебедь и каппа-Цигниды

Каппа Лебеди — это метеорный поток, наблюдаемый в Северном полушарии каждый год с 3 по 25 августа с пиком 17 августа. Это последний метеоритный дождь лета. Луч (то есть центр, куда как бы вылетают метеоры) — это участок неба в 5 градусах от звезды Каппа Лебедя (Kappa Cygni), по имени этой звезды и был назван поток.

Первооткрывателем этого метеорного потока считается венгерский астроном де Конколи, наблюдавший его в 1874 году в ночь с 11 на 12 августа. Первая публикация, посвященная каппа-цигиндам, была опубликована в научном журнале The Observatory в 1877 году английским астрономом Уильямом Деннингом.

На фоне красивого созвездия Лебедя очень эффектно смотрятся падающие звезды, летящие почти из зенита. Но интенсивность потока небольшая, за час можно увидеть всего от 2 до 15 метеоров. Это значительно ниже, чем для Персеид, средняя интенсивность которых составляет в среднем 100-160 метеоров в час, а максимально зарегистрированная — 500 метеоров в час. Персеиды наблюдаются примерно в те же дни, что и Каппа Лебединые, и отвлекают внимание большинства наблюдателей. Таким образом, Каппа Лебеди являются наименее изученными из всех метеорных потоков.

Метеоритный дождь Каппа Лебедя в созвездии Лебедя

причиной «звездного дождя» Каппа-Цигинда, как и всех других потоков, является прохождение Земли через участки орбиты, запыленные кометными хвостами. Мельчайшие пылинки весом всего 1-2 грамма при мощном столкновении с атмосферой Земли бурно вспыхивают и выгорают, радуя нас прекрасным зрелищем. Но, в отличие от других метеорных потоков, комета, породившая Kappa Cygindas, не идентифицирована. Предполагается, что их родительское тело представляет собой рухнувший астероид. В настоящее время ведутся исследования в этом направлении.

Основные параметры метеорного потока Каппа-Цыгинда:

● средняя яркость — 3-3,34м;

● геоцентрическая скорость – 20,9 км/с;

● размер средней орбиты около 3,2 а.е.;

● цвет – описывается как сине-белый или желтый.

Также было установлено, что интенсивность Каппа-Цигинда значительно меняется от года к году, это происходит примерно с периодичностью 6,6 лет. Так, их повышенная активность отмечалась в 2007, 2014, 2020 гг. Иногда наблюдались крупные болиды (крупные частицы, дающие яркую вспышку яркостью более 4m).