Созвездие Рыбы: как найти на небе, яркие звезды, галактики, история и мифология

На протяжении тысячелетий люди видели двенадцать созвездий, называемых зодиакальными созвездиями, включая созвездие Рыб, которые ежегодно кружат по небу. На первый взгляд в нем нет ничего примечательного, ведь оно считается одним из самых темных созвездий. Но при ближайшем рассмотрении в нем можно найти много интересного.

Как выглядит и где находится созвездие Рыбы

Созвездие расположено в северном полушарии и состоит из 10 звезд. Они образуют два луча, идущих из одной точки, — северную и западную рыбу. Они связаны друг с другом воображаемой связью. Северная рыба своим концом почти касается Андромеды, а западная рыба нацелена на созвездие Пегаса.

Созвездие Рыбы на карте звездного неба

Созвездие Рыб входит в двадцатку крупнейших созвездий. Их площадь составляет чуть менее 900 квадратных метров.

Созвездие Рыбы на карте звездного неба

Найти его можно между двумя соседними зодиакальными созвездиями — Овном и Водолеем. Само созвездие достаточно большое и занимает значительную часть небесного купола. Ее основой считается звезда по имени Алриша. Обычный человек может увидеть созвездие Рыб на картинке, но чтобы полюбоваться им вживую, нужен мощный телескоп.

Как распознать созвездие Рыбы на небе

Созвездие Рыб появляется на небе ранней осенью и остается там до декабря. Однако лучше всего его видно с конца сентября по начало октября. Чтобы полюбоваться рыбками, не нужно профессиональное оборудование, достаточно обычного любительского телескопа.

Созвездие Рыб находится рядом с Овном, Андромедой и Пегасом

оценить, как выглядит созвездие Рыб невооруженным глазом, не получится из-за того, что оно слишком тусклое и будет затмеваться более яркими соседями.

Однако проще всего искать Рыб в соседях. Привлекательные Андромеда и Пегас легко заметить невооруженным глазом. Эти два созвездия расположены над Рыбами, буквально закрывая созвездие сверху и ориентироваться в них несложно.

Ярчайшие звезды созвездия Рыбы

Несмотря на то, что в созвездии Рыб мало особо ярких звезд, есть среди них такие, которые особенно привлекают внимание как любителей, так и профессиональных исследователей.

Звезда Куллат Нуни или η Рыбы (Альфарг)

η Рыбы — самые яркие во всем созвездии. Аль Ферг считается гигантом, он относится к четвертой категории звездных размеров. На расстоянии от Земли 294 св года светит более чем в 300 раз ярче Солнца, хотя по массе отличаются всего в 3-4 раза.

Расположение Куллат Нуни в созвездии Рыб

Звезда γ Рыбы (Гамма Рыбы)

Второе по яркости во всем созвездии, оно примерно в 60 раз ярче Солнца и в 10 раз массивнее его. И более чем в два раза ближе, чем Альфарг — всего в 138 световых годах от Солнца.

Он также является частью скопления более тусклых звезд, называемого Короной Рыб. Он образует голову одной из рыб возле Пегаса.

Расположение звезды Гамма Рыб

Звезда Альриша или α Рыбы (Окда, Каитайн)

Эта двойная звезда находится в основании созвездия. Компоненты размещены на расстоянии 1,8 угловых секунды. Обе звезды голубого цвета и почти одинакового размера, хотя более крупная звезда намного ярче своего компаньона. Период, когда звезды совершают полный оборот, составляет примерно 700 лет.

Положение Алриш в созвездии Рыб

Другие названия этой звезды можно перевести как «веревка» или «узел», поскольку она обозначает символический узел веревки, связывающий двух рыб.

Звезда 54 Рыбы (54 Psc)

В 2002 году на ее орбите была обнаружена планета, а спустя 4 года астрономы обнаружили, что на ее орбите находится еще одна звезда — коричневый карлик. И хотя яркость этой звезды не превышает 50% яркости Солнца, по размеру и массе они схожи.

Масса карликовой звезды на ее орбите составляет всего 5% от массы Солнца, но она также в 50 раз тяжелее Юпитера.

Звездная локация 54 Psc

Планета около 54 Psc вращается по орбите, аналогичной Меркурию, совершая полный оборот за 52 дня. При этом по массе эта планета сравнима с Сатурном.

Объекты глубокого космоса в созвездии Рыб

Помимо звезд, в созвездии Рыб есть еще несколько небесных тел, заслуживающих внимания.

Галактика Мессье 74 (М74, NGC 628)

Находится в 30 000 000 св лет от Земли. Считается, что у этого типичного представителя спиралей не менее 100 миллиардов звездных систем и отдельных светил. Увидеть его в любительский телескоп довольно сложно из-за низкой яркости. Но имея возможность полистать профессиональное оборудование, его можно найти недалеко от η Рыб.

Галактика Мессье 74 в созвездии Рыб

В начале 21 века в галактике были замечены две сверхновые одного из редких типов. Взрывы этих звезд выделяют огромное количество тепла, энергии и гамма-излучения. На данный момент эти явления считаются одними из величайших, которые видело человечество.

При этом исследователи также заметили источник мощного рентгеновского излучения. Сила была больше, чем у нейтронной звезды. Затем ее определили как черную дыру с массой, превышающей массу Солнца в 10 000 раз.

Двойная галактика 3С 31 (NGC 383)

По внешнему виду эта галактика напоминает квазар. Посередине предположительно находится черная дыра, которая посылает потоки материи на большие расстояния в двух противоположных направлениях. В связи с этим самое сильное радиоизлучение исходит от NGC 383. Она расположена в 237 миллионах световых лет от нашей системы.

Созвездие Рыбы: как найти на небе, яркие звезды, галактики, история и мифология

Изображение двойной галактики 3C 31 (NGC 383)

Карликовая галактика Рыбы (PGC 3792)

Ближайший из оцененных находится всего в 2,51 миллиона св от Земли лет. Открыт В.Е. Караченцевым в 70-х годах прошлого века.

Созвездие Рыбы: как найти на небе, яркие звезды, галактики, история и мифология

Карликовая галактика Рыбы (PGC 3792)

В течение 10 миллиардов лет формирование небесных тел в PGC 3792 постепенно замедляется. И хотя большая часть светил появилась 8-9 миллиардов лет назад, небольшие скопления молодых и горячих звезд до сих пор можно найти на краях галактики.

Мифология, связанная с созвездием Рыбы

Фиск получил свое название еще в древнем Вавилоне. Изучавшие их астрономы увидели, что скопление похоже на пару рыб, связанных ниткой за хвосты.

Это сравнение родилось из древнегреческого мифа о Тифоне, согласно которому богиня земли Гея заставила своего сына, страшного чудовища Тифона, сровнять с землей Олимп. Тогда боги должны были покинуть Олимп, в том числе и Афродита с сыном Эротом. Добравшись до реки, они обвязывали себя лентой и превращались в рыб, что позволяло им уплыть от опасности.

Мифологическое представление созвездия Рыб

На этот миф также указывает звезда, отмечающая начало созвездия Альфа Рыб. Второе название – Альшера, что в переводе означает «шнур», это узел-нитка.