Созвездие Скорпиона: где находится, как выглядит, карта звездного неба, ярчайшие звезды и космические тела

Скорпион — созвездие южного полушария, где солнце проходит кратчайший путь, всего за 36 дней. Его западная часть полностью скрыта Млечным Путем, но это не мешает наблюдению за ярчайшими Антаресами и метеоритными дождями. О том, где, когда и как увидеть на небе созвездие Скорпион для астрономов-любителей, о его основных астеризмах и небесных телах, вы узнаете в нашей статье.

Где находится и как выглядит созвездие Скорпиона?

Площадь созвездия составляет 497 квадратных градусов. Он был открыт и каталогизирован известным греческим астрономом Птолемеем еще во II веке. Примерный возраст созвездия 5000 лет.

Созвездие Скорпиона находится в южном полушарии. С западной стороны по соседству Весы, а с восточной стороны Стрелец. Также рядом находятся созвездия, не относящиеся к знакам зодиака – Змееносец и Алтарь.

На западе Скорпион полностью лежит внутри Млечного Пути, полосы тусклых звезд, которые невозможно увидеть по отдельности невооруженным глазом.

Созвездие Скорпион: где находится, как выглядит, карта звездного неба, самые яркие звезды и космические тела

Схематическое изображение созвездия Скорпиона

Созвездие Скорпиона содержит 13 звезд, видимых человеческому глазу. 7 из них называются навигационными — они не позволяют потерять ориентир с земли. Самая яркая звезда в созвездии Скорпиона — Антарес. В состав также входят сверхгиганты, туманности, различные звездные скопления.

Одним из самых потрясающих объектов является нейтронная звезда X-1. Его особенность заключается в том, что он излучает очень мощное рентгеновское излучение. Таких небесных тел больше нет, по крайней мере, из известных науке.

Изюминкой Скорпиона является его мощная яркость. Хвост находится в самой яркой части галактики! Все находящиеся там космические объекты светят намного ярче солнца!

В научных изданиях часто можно встретить статьи, посвященные именно этому созвездию, ведь оно поистине уникально. В нем так много рассеянных звездных скоплений, которые представляют большой интерес для астрономии.

Неоднократно ученые замечали, что некоторые объекты в Скорпионе вдруг начинают светиться ярче, чем обычно. В прошлом такие явления вызывали недоумение у астрономов, им даже приходилось менять небесные каталоги.

На изображении созвездия Скорпиона отчетливо видны характерные для этого животного контуры головы, туловища и вздернутого хвоста. Именно поэтому он получил такое название.

Созвездие Скорпиона на карте звездного неба

Многие звезды, образующие созвездие Скорпиона, отличаются особой яркостью, рисуя на небе фигуру этого ядовитого животного. Это хорошо видно на карте звездного неба.

Созвездие Скорпион на карте звездного неба

Как найти созвездие Скорпиона на небе?

К сожалению, увидеть созвездие Скорпиона нельзя ни с одного уголка земного шара. Жителям южных регионов открылось небесное «существо». В северных и средних широтах контуры видны летом, но и тогда не полностью. Многие звезды скрыты, потому что они находятся очень низко над горизонтом.

Созвездие нужно искать недалеко от земли, в юго-восточной части неба. Можно доверять Млечному Пути, Скорпион полностью на его территории.

Во внешнем виде стоит ориентироваться на букву «J», именно такие у него контуры.

Какие звезды в созвездии Скорпиона самые яркие?

В состав Скорпиона входит множество звезд, но только некоторые из них обладают высокой яркостью.

Антарес (Альфа (α) Скорпиона)

Альфа-звезда в созвездии Антареса Скорпиона — самая яркая его часть. Его размерный индекс равен 0,96. Находится в 550 св годах от небесного светила и горит почти в десять тысяч раз сильнее его и больше по массе. Эксперты считают, что Антаресу около 12 000 000 лет.

Расположение Антареса в созвездии Скорпиона

Шаула (Лямбда (λ) Скорпиона)

Шаула занимает 2-е место по яркости среди всех звезд этого созвездия. Расположен на конце хвоста Скорпиона. Отсюда и название, которое переводится как «поднятый хвост». Примерный возраст небесного тела 10-13 миллионов лет. Расстояние от Солнца примерно 700 световых лет.

Положение Шаулы в созвездии Скорпиона

Шаула — это система с 3 компонентами, которые называются лямбда А, В, С.

Акраб, или Граффиас (Бета (β) Скорпиона)

Двойной объект, компоненты которого относятся к спектральному классу, каждый из которых имеет массу более десяти солнечных. Учёные говорят, что если они погаснут, то на их месте сразу же произойдёт взрыв новых.

Расположение Акрабы в созвездии Скорпиона

Дшубба (Дельта (δ) Скорпиона)

Джубба находится в 490 св лет от нашей планеты, ее видимая величина составляет 2,307. У него есть спутник на орбите, а также звезда, которая начинает двигаться вокруг Дельты каждые несколько лет.

Джубба находится на близком расстоянии от круга, по которому движется солнце по отношению к звездам. Из-за этого он периодически блокируется Луной или другими планетами.

Расположение Джуббы в созвездии Скорпиона

Саргас (Тета (θ) Скорпиона)

Желтый гигант с визуальной величиной 1,87. Она занимает третье место по яркости среди других звезд в Скорпионе. Расстояние 300 св лет от небесного тела, в 26 раз больше его и почти вдвое ярче.

Ученые говорят, что в будущем Саргас станет красным гигантом, когда водород в его ядре сгорит и превратится в гелий. Тогда степень яркости будет в 5 раз больше. А через тысячи лет исчезнет и гелий, превратившись в углерод и кислород. Тогда звезда сбросит свою туманную оболочку и станет белым карликом.

Расположение Саргаса в созвездии Скорпиона

Пульсар и белый карлик

Двойной объект, расположенный на расстоянии 12,4 тысячи световых лет от Земли. Это скопление сферической формы — белый карлик и пульсар. Рядом с Мессье 4.

Расположение пульсара возле Мессье 4

Пульсар движется молниеносно — 100 оборотов вокруг своей оси за 1 секунду! И каждый раз излучает электромагнитный импульс в сторону Земли

Космические тела в созвездии Скорпиона

Созвездие Скорпиона на небе включает в себя еще несколько интересных космических объектов.

Мессье 4 (NGC 6121)

Это шар звезд. По подсчетам ученых, этому скоплению уже более 12 миллиардов лет!

Основные характеристики:

• кажущаяся сила — 5,9%
  • расстояние от небесного светила – 7,2 тысячи световых лет;
  • сила зрения — 10,8.

Филипп де Луа, астроном из Швейцарии, открыл M4 в середине 18 века. Кластер был включен в каталог почти через 20 лет после этого.

Звездное скопление Мессье 4

Мессье 4 легко найти на карте звездного неба — она находится к западу от самой яркой звезды Антарес.

Рассеянное скопление «Бабочка» (М6, NGC 6405)

Внешне это скопление действительно похоже на бабочку. Его открыл ученый из Италии Джованни Баттиста в 17 веке. Через 10 лет Шарль Мессье записал ее в каталог.

Скопление бабочек (M6) в созвездии Скорпиона

Видимая величина звезд 4,2. От Солнечной системы лежит на 1,6 тыс св лет.

Скопление «Птолемей» (М7, NGC 6475)

M7 — звездное скопление, расположенное рядом с «палкой» Скорпиона. Ее легко найти без телескопа, визуальная величина самой яркой звезды в составе достигает 5,6.

Мессье 7 был открыт греческим астрономом Птолемеем еще в 130 году. Однако он не мог без специального оборудования понять, что это звездное скопление. По его словам, это была космическая туманность.

Звездное скопление «Птолемей» (М7)

Расстояние от М7 до светильника 980 св лет. Примерный возраст 200 000 000 лет.

Туманность «Кошачья лапа» (галактика NGC 6334)

Он был открыт астрономом Джоном Гершелем в начале 19 века. Это довольно крупный и активный небесный объект, содержащий большое количество звезд. Многие из них скрыты за плотными слоями космической пыли.

Туманность «Кошачья лапка» в созвездии Скорпиона

На снимках созвездия Скорпиона видно, что этот объект действительно похож на кошачью лапу. Он светится ярко-красным цветом, что объясняется наличием в нем высокой концентрации ионизированных атомов водорода.

Мифы о созвездии Скорпиона

Созвездие Скорпиона в мифах Древней Греции — это Скорпион, которого убил Орион. После смерти душа животного покинула землю и отправилась на небеса. По легенде, Скорпион должен был уничтожить Ориона по приказу богини земли Геи, потому что охотник согрешил высокомерием, возвысил себя выше всех.

Хотя есть и другая версия этой легенды. Дочь Зевса Артемида поссорилась с охотником Орионом. Так как она была очень злопамятна и не прощала своих обидчиков, то послала к нему скорпиона, чтобы тот убил его своим ядом. В благодарность богиня превратила животное в это прекрасное созвездие.

Мифологическое изображение Ориона и Скорпиона

Со Скорпионом связана и другая мифическая история. Бог солнца Гелиос, по легенде, осветил и согрел нашу планету. Для этого он передвигался по земле на солнечной колеснице. Его сын Фаэтон тоже пытался это сделать, и Гелиос доверял ему.

Но юноша ехал высоко, его свет и тепло не достигли нашей планеты. В результате земля замерзла. Это не остановило Фаэтона, он поднимался все выше и выше, и вдруг наткнулся на созвездие Скорпиона, которое выпустило свое грозное жало.

Испугавшись, сын Гелиоса повернул назад и стал спускаться все ниже и ниже. В результате он так близко подъехал к планете, что она частично сгорела, и на ней появились пустыни, которые мы и сейчас можем наблюдать на нашей Земле.