Спутники Марса: их количество, названия, общая характеристика, строение, история открытия и интересные факты о них

У Марса два спутника — Фобос и Деймос («страх и ужас»). Считается, что это могли быть астероиды, захваченные гравитацией Марса. Естественные спутники были открыты в 70-х годах XIX века и названы в честь греческих богов. Интересно, что Фобос медленно приближается к Марсу, а Деймос, наоборот, удаляется от него. В Солнечной системе нет таких планетарных спутников. Давайте познакомимся с ними в этой статье.

Как открыли спутники Марса

Первая попытка найти спутники вблизи четвертой планеты Солнечной системы была предпринята в конце 18 века. В 19 веке поисками марсианских спутников занимались немецкие астрономы. Но даже с помощью телескопов с рефракторами их не удалось обнаружить.

В романе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифт упоминает спутники Марса. По мнению автора, период обращения Фобоса составлял 10 часов, а Деймоса — более 21 часа. В начале XVII века астроном И. Кеплер неправильно понял пост Галилео Галилея, в котором говорилось о якобы тройной планете (на самом деле это был Сатурн). Кеплер заранее предполагал, сколько спутников у Марса: он говорил о двух небесных телах.

Асаф Холл

В год максимального сближения Марса с Землей — 1877, в американской обсерватории Асаф Холл были открыты два спутника — спутники Марса. Для их поиска использовался самый большой телескоп того времени, сделанный в США. Астроном Генри Мадан предложил им имена: греческий бог страха Фобос и бог ужаса Деймос. Согласно мифам, они сопровождали в бою бога войны Ареса (в римской мифологии таким божеством был Марс).

Общая информация о спутниках Марса

В таблице сравниваются основные характеристики спутников Марса.

Характеристики спутников Марса Фобос Деймос
Размер большой полуоси пути 9 тысяч 377 километров 23 тысячи 458 километров
Эксцентриситет 0,0151 0,0002
Период обращения 7 ч 39 мин 1,26 дня
Размеры 26,8 × 22,4 × 18,4 км 15 × 12,2 × 10,4 км
Среднее расстояние от Марса 6 тысяч километров 23,4 тысячи километров
Диаметр 22,5 км 12,4 км
Радиус 11,27 км 6,2 км
Масса 10,7 трлн тонн 1,48 трлн тонн
Ускорение свободного падения о. 0,001 м/с² около 4 мм/с²

Фобос вращается вокруг Марса со скоростью 7 м/с. Если бы скорость спутника была меньше, он упал бы на планету, если бы был быстрее, то ушел бы в космос.

Фобос медленно приближается к Марсу со скоростью около 1,8 см в год. Предварительные расчеты показывают, что через 43 миллиона лет спутник упадет на поверхность красной планеты. Но задолго до этого он распадется на ряд осколков под действием гравитации планеты.

Сравнительные размеры Фобоса и небольшого французского города Гренобль

Наиболее заметным образованием на Фобосе является кратер Стикни. Его диаметр составляет 9 км. Судя по всему, кратер образовался в результате столкновения Фобоса с астероидом. На спутнике были обнаружены борозды. Их глубина до 20 метров, ширина до 200 метров и длина до 30 километров. В 1998 году на Фобосе был обнаружен большой валун высотой около 90 метров.

Кратер Стикни виден с Марса невооруженным глазом.

Деймос имеет более гладкую и ровную поверхность, на которой гораздо меньше кратеров. Также на поверхности нет изъянов, как на Фобосе. Обнаружено 2 кратера: Свифт (диаметр 1 км) и Вольтер (диаметром 0,9 км). Кратеры названы в честь авторов, которые упомянули марсианские спутники еще до того, как они были обнаружены астрономами.

Деймос

Спутник постепенно удаляется от Марса. Вероятно, в далеком будущем он покинет сферу влияния планеты.

Строение

Оба спутника сделаны из твердых пород. Поверхность покрыта толстым слоем реголита. Спутники подвергаются массированным метеоритным бомбардировкам.

Строение Фобоса

Согласно исследованиям, Фобос представляет собой груду крупных камней, скрепленных гравитацией. Поверх этих пород лежит слой реголита толщиной 100 м. Реголит — это почва, образующаяся на поверхности космического тела в результате выветривания. Он состоит из обломков горных пород, выпавших на поверхность в процессе вулканической деятельности, метеоритов, обломков горных пород.

Спектральный анализ показал, что грунт Фобоса относится к хондритам класса С. По своему составу он соответствует астероидам. На поверхности также обнаружен филлосиликат – материал, образующийся при участии воды.

Структура поверхности Фобоса

От 25 до 45 процентов объема Фобоса составляет пустотное пространство. Из-за неудавшейся космической экспедиции определить точный химический состав спутника не удалось.

Строение Деймоса

Считается, что этот марсианский спутник состоит из тех же элементов, что и Фобос. Внутри находится большое количество горных пород, богатых углеродом и льдом. Сверху все это покрыто толстым слоем реголита.

Деймос и Фобос всегда обращены к Марсу одной и той же стороной. Время их вращения вокруг оси такое же, как и вокруг Марса. В этом они подобны луне.

Происхождение марсианских лун

Единой теории образования марсианских спутников не существует. Основная теория их происхождения гласит, что Фобос и Деймос были захвачены из пояса астероидов под действием гравитации. Сначала они двигались по эллиптической траектории, а позже, под действием приливных сил, их траектория приняла нынешнюю форму.

На сегодняшний день нет четких предположений о том, как именно были захвачены спутники.

Альтернативная теория формирования спутников предполагает, что Красная планета в прошлом была окружена большим количеством небесных тел. Их размеры были почти такими же, как у нынешних спутников. Эти тела были выброшены на орбиту Марса после столкновения с крупным космическим объектом.

Пористость Фобоса и его относительно низкая плотность говорят в пользу альтернативной теории. Филлосиликаты, которых много на поверхности Фобоса, обычно встречаются на поверхности Марса. Спутники, вероятно, образовались из материала, выброшенного на орбиту при столкновении планеты с астероидом.

Другая гипотеза утверждает, что Фобос и Деймос — это фрагменты некогда существовавшего крупного спутника. Он рухнул от 1 до 2,7 миллиардов лет назад в результате космического столкновения. В пользу этой теории говорит необычная форма спутников планет. Загадочность заключается в том, что они выглядят как астероиды, но их орбиты типичны для спутников: Фобос и Деймос вращаются вокруг Марса по почти круговым орбитам.

Влияние Марса на спутники

На марсианские спутники влияет гравитация планеты. В результате приливных сил они всегда обращены к Марсу одной стороной. За счет тех же сил Фобос постепенно приближается к планете. Их взаимодействие будет все время усиливаться, и в конце концов спутник распадется. Это подтверждается наличием глубоких кратеров на поверхности.

Деймос переживает постепенное расширение трассы. Этот процесс также происходит с Луной Земли.

Спутники в мифологии

В древнегреческой мифологии это был бог войны Арес. Для него война была смыслом жизни. Его не любили другие боги. При этом Арес был красив, и в него влюбилась богиня красоты Афродита.

От этой любовной связи родился сын Фобос – бог страха. Он сопровождал своего отца Ареса в военных сражениях. Арес и Афродита также имели:

• Деймос — бог ужаса;
  • Антерос — бог ненависти;
  • Эрос — бог любви;
  • Химерос — бог страсти;
  • Гармония — богиня гармонии и олицетворение семейного счастья.

Фобос изображен с головой льва на щите Агамемнона, царя Микен, одного из главных героев «Илиады».

Видимость спутников с Марса

Спутники хорошо видны с Красной планеты. Фобос лучше всего виден в районе экватора на Марсе: там он примерно в 3 раза меньше, чем Луна на земном небе. Чем дальше наблюдатель от экватора, тем меньше этот спутник. В районе полярных шапок его вообще не видно.

Фобос восходит на западе и заходит на востоке, вновь появляясь в небе через 11 часов. Кратер Стикни можно увидеть невооруженным глазом. Деймос пересекает небо почти три дня. На небе одновременно можно увидеть 2 марсианских спутника, при этом Фобос будет «догонять» Деймос.

Деймос меньше Фобоса и дальше. Он выглядит как яркая звезда на марсианском небе (ярче Венеры на земном небе с величиной -5). Из-за малого видимого размера спутников Марса полных солнечных затмений не бывает, но Фобос проходит через солнечный диск почти каждую ночь.

Фобос и Деймос отражают достаточно яркий свет на марсианском ночном небе. Объекты при их освещении могут отбрасывать четкие тени.

Солнечные затмения на Марсе

Затмения происходят, когда один из спутников проходит перед Солнцем и блокирует свет. Размеры Фобоса и Деймоса настолько малы, что они не в состоянии отбрасывать на Марс тень, видимую с Земли. После того, как на орбиту планеты был выведен искусственный спутник, удалось заметить тень Фобоса.

Из-за того, что этот спутник небольшой и быстро вращается вокруг Марса, солнечное затмение наблюдается не дольше 20 секунд. Поскольку период обращения спутника составляет немногим более 7,5 часов, в одни сутки возможны два кольцеобразных солнечных затмения.

Для солнечного затмения Деймос слишком мал и слишком далек от Марса. На красной планете можно наблюдать ее прохождение по солнечному диску. Максимальная продолжительность этого астрономического явления составляет 2 минуты.

Третий марсианский спутник Танатос

Фобос неизбежно приближается к критическому пределу Роша. Когда он ее пройдет, произойдет неминуемое разрушение спутника (также он может остановиться и упасть на Марс). Падение Фобоса вызовет серьезные и необратимые изменения на поверхности красной планеты.

В связи с этим среди некоторых астрономов существует мнение, что когда-то существовал «третий спутник» Марса. Он перешел этот предел и разрушился под действием приливных сил. Предполагаемый космический объект был назван Танатос (от имени бога смерти в Древней Греции). Он был абсолютно равнодушен ко всему живому на земле. Одна из теорий гласит, что в результате разрушения этого спутника погибло все живое на планете. Катастрофа изменила марсианский рельеф, разрушила атмосферу и превратила планету в безжизненную пустыню. Пока это только предположение.

Интересные факты о Фобосе и Деймосе

Деймос и Фобос остаются одними из самых загадочных объектов Солнечной системы. Вот несколько интересных фактов о спутниках Марса.

1. Деймос и Фобос имеют неправильную форму, которой нет ни на одном спутнике Солнечной системы. На фото они похожи на картошку.
  2. Большинство космических миссий, отправленных для изучения спутников Марса, не увенчались успехом.
  3. Сила гравитации на поверхности Деймоса в 2,5 тысячи раз слабее, чем у Земли.
  4. Фобос — одно из самых запыленных мест в Солнечной системе.
  5. На Фобосе есть небольшие траншеи. Они первые глашатаи того, что в будущем спутник будет разорван гравитацией Марса.

Спутники Марса Фобос и Деймос — самые маленькие в Солнечной системе. Поскольку они открываются относительно поздно, они полны множества загадок. Не исключено, что детальное изучение строения этих объектов приблизит человечество к разгадке тайн Солнечной системы.