Спутники Нептуна: названия, история открытия, количество, орбиты, ближние и дальние спутники

Нептун — восьмая планета Солнечной системы и самая удаленная от Солнца. Она всего в 4 раза больше Земли, но более чем в 17 раз плотнее. Спутники Нептуна представляют особый интерес для ученых. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Сколько спутников у Нептуна

Нептун — самая далекая планета Солнечной системы, названная в честь морского бога из древнеримских легенд. Его обнаружили только в середине 19 века, но только с помощью математических расчетов, проведенных учеными. Тогда было невозможно определить, сколько спутников у Нептуна и существуют ли они вообще.

Спутники Нептуна: названия, история открытия, количество, орбиты, спутники ближние и дальние

Часть спутников Нептуна

Вскоре после этой гипотезы астрономы действительно нашли предполагаемую планету позади Урана. Почти сразу же был открыт первый спутник Нептуна — Тритон. Долгое время ученым не было известно точное количество спутников Нептуна, пока в 20 веке не были открыты еще 13 спутников планеты.

С тех пор их активно изучают. Этому способствовал и зонд НАСА «Вояджер-2». Это единственный космический корабль, когда-либо пролетевший близко к Нептуну. Благодаря ему у нас теперь также есть достоверные изображения этой далекой планеты.

Спутники Нептуна

Открытие лун Нептуна

Имя «Нептун» имеет прямое отношение к богу воды, поэтому было решено, что названия спутников Нептуна для его спутников также должны быть связаны с темой воды и терминами античной мифологии. Для этого использовались термины как из древнегреческой, так и из древнеримской мифологии.

Первым обнаруженным спутником планеты был Тритон. Британский ученый Уильям Лассел открыл его практически сразу после того, как мир узнал о существовании Нептуна. И хотя в 1880 году спутник был назван в честь греческого бога моря, чаще всего его называли просто луной Нептуна.

Так продолжалось до тех пор, пока спустя 100 лет в Америке Джерард Койпер не обнаружил, что у планеты есть еще один спутник. Его тогда называли Нереидой.

Космический зонд «Вояджер-2

Еще через 40 лет, в 1989 году, космический зонд «Вояджер-2» обнаружил сразу 6 ближайших спутников далекой планеты. Хотя у ученых есть некоторая информация об этих спутниках, они до сих пор считаются малоизученными.

В 2002 году разные ученые открыли еще 5 спутников планеты:

• Псаматха;
  • Нереида;
  • Пила;
  • Лаомедей;
  • Не включено.

Наконец, последний обнаруженный пока гиппокамп был зафиксирован лишь в 2013 году. Вполне возможно, что это еще не окончательное количество спутников Нептуна, а у планеты есть еще более далекие или просто неизвестные спутники.

Орбиты нептунианских спутников

Хотя Тритон был описан первым, он далеко не самый близкий к планете. До этого еще 7 месяцев. Большинство из них вращаются в одной плоскости. Также известно, что скорость их вращения больше скорости самой планеты. Благодаря этому происходит чудесное явление, когда луна восходит на западе, а заходит на востоке. Но кроме того, это означает, что под действием гравитации со временем большая часть этих спутников будет уничтожена или поглощена самой планетой.

Орбиты спутников Нептуна

За Тритоном находятся далекие спутники Нептуна. Их орбиты намного шире ближайших спутников, а период их вращения исчисляется тысячами дней. Большинство свойств спутников Нептуна были получены путем математических расчетов, так как произвести прямые измерения практически невозможно из-за огромного расстояния.

Дотритоновые (ближние) спутники Нептуна

Тритон

Тритон — самый большой спутник Нептуна. Его средний диаметр превышает 2700 км, что почти в 6 раз больше, чем у его ближайшего соседа Протея. Он совершает один оборот менее чем за 6 дней. Тритон также считается одним из крупнейших спутников во всей Солнечной системе.

Направление движения Тритона противоположно направлению движения самой планеты, а его состав подобен Плутону. Эти факты позволили ученым предположить, что Тритон является приобретенным спутником Нептуна и был захвачен из пояса Койпера.

Изображение Тритона против Нептуна

Большую часть объема Луны предположительно занимает металлическое ядро, окруженное мантией из воды и азотного льда.

Особый интерес у ученых вызывают геологические особенности Тритона. В отличие от большинства спутников Солнечной системы, на поверхности Тритона была обнаружена различная геологическая активность, такая как извержение газовых вулканов или особый рельеф, который мог быть результатом движения тектонических плит.

Наяда

Наяда — один из спутников, обнаруженных благодаря снимкам, сделанным «Вояджером-2». До 1991 года спутник имел только рабочее название, но назывался Наяда. В греческой мифологии наяды были существами, которые жили вблизи рек, родников и ручьев.

Ближайшим к Нептуну спутником считается Наяда, диаметр ее орбиты составляет чуть более 48 000 километров, тогда как диаметр самого спутника всего около 70 км. Она вращается вокруг Нептуна со скоростью, в 3 раза превышающей скорость вращения самой планеты.

Изображение наяды на фоне Нептуна

Как и все спутники ниже Тритона, Наяда, скорее всего, образовалась из обломков первых спутников Нептуна. Эти спутники были уничтожены после захвата планеты Тритон. Магнитные возмущения вытолкнули спутники со своих орбит и вызвали массовые столкновения.

Из-за того, что Наяда находится слишком близко к планете, ее орбита со временем сужается, и в будущем она либо упадет на Нептун, либо разрушится на мелкие частицы и станет кольцом.

В 2013 году с помощью телескопа Хаббл ученые обнаружили, что орбита Наяды существенно изменилась. Объяснить это явление пока не удалось, но оно может быть связано с ошибками в изначально переданных спутниковых координатах. Считается, что Наяда движется по синусоиде, из-за чего время от времени пересекает путь своего соседнего спутника Таласса.

Таласса

Второй по удаленности спутник планеты. Диаметр его орбиты 50 000 км, собственный диаметр 81 км. Таласса движется примерно с той же скоростью, что и Наяда, но из-за орбитального резонанса они никогда не сталкиваются. Богиня Таласса, согласно мифам Древней Греции, властвовала над морями и океанами.

Спутник Нептуна — Таласса

Со временем под действием приливных сил орбита Таласса постепенно сужается, что затем приведет либо к падению спутника на планету, либо к образованию кольца из материала. Если кольцо сформируется, орбита, вероятно, коснется следующего спутника Нептуна — Деспины.

Деспина

Это еще один фрагмент оригинальных спутников планеты. Трасса близка к трассе Таласса. Деспина — первый спутник планеты, диаметр которого превышает 100 км (собственный диаметр — 150 км).

Также, как и соседние спутники, из-за своей высокой скорости вращения (более чем в 3 раза превышающей скорость планеты) со временем приблизится к поверхности Нептуна и будет поглощена ею, либо разорвется на кольцо.

Деспина летит над Нептуном

Галатея

Орбита Галатеи находится на некотором расстоянии от предыдущих спутников, ее диаметр составляет 62 000 км. Собственный диаметр спутника составляет 175 км.

Галатея — спутница пастуха. Рядом с его орбитой находится край кольца Адамса. Вероятно, именно из-за удара о кольцо-спутник форма приобрела изогнутую форму. Именно близость кольца позволила ученым оценить массу и плотность Галатеи.

Галатея — спутник Нептуна

Он вращается со скоростью, превышающей скорость Нептуна в 2 раза, за счет этого орбита спутника постепенно сокращается.

Ларисса

Первые упоминания об этом спутнике были сделаны еще в 1981 году, за 8 лет до того, как «Вояджер-2» предоставил ученым первые снимки. Диаметр орбиты Ларисы составляет 73 500 км при собственном диаметре 195 км. Период вращения составляет 0,555 дня.

Спутник Нептуна — Лариса

Гиппокамп

Последний из обнаруженных спутников Нептуна и самый маленький по размерам (около 18 км в диаметре). Диаметр его орбиты составляет 105 000 км, а скорость вращения примерно равна скорости планеты.

Из-за небольшого размера и низкой яркости трудно точно определить многие свойства этого спутника. Все расчеты основаны на среднем значении для всех внутренних спутников Нептуна.

Изображение гиппокампа возле Нептуна

Предположительно, Гиппокамп образовался из обломков соседнего спутника Протея в результате столкновения с другим крупным небесным телом. Фактом этого столкновения является и кратер Фарос на поверхности Протея. Эту теорию подтверждает и тот факт, что раньше орбиты этих двух спутников были намного ближе, но со временем разошлись.

Изначально в качестве имен предлагалось два варианта — Полифем и Ламия, в честь сына и дочери Посейдона соответственно. Но в итоге спутник все же назвали Гиппокампом. В мифологии Древней Греции так называли подводного коня с рыбьим хвостом, который был символом Посейдона.

Протеус

Протей — второй по величине спутник на планете и самый большой несферический спутник во всей системе. Его диаметр составляет 420 км, а диаметр орбиты — 117 600 км.

Несмотря на большой размер, Протей не был обнаружен при наблюдениях с Земли. Этому препятствует свет, отраженный от планеты. Но «Вояджер-2» заснял ее и сделал снимки, что позволило ученым детально изучить Луну.

Грубая поверхность Протея, спутника Нептуна

Поверхность Протея покрыта множеством кратеров разного размера, но только самый крупный получил собственное имя – Фарос. Кроме того, именно он выступает своеобразным ориентиром для координат.

В связи с тем, что ученым не удалось зафиксировать на Протее никаких следов движения горных пород, они уверены, что под действием собственной гравитации он примет форму сферы, как и остальные крупные спутники Нептуна.

Затритоновые (дальние) спутники Нептуна

Нереида

Следующие спутники находятся дальше от планеты, чем ее близлежащие луны. Диаметр орбиты первого из этих спутников, Нереид, составляет 5 500 000 км. Имея собственный диаметр в 340 км, он завершает тройку крупнейших спутников Нептуна. Период вращения составляет более 360 дней.

Спутник Нептуна — Нереида

Считается, что, как и Тритон, Нереида является приобретенным спутником Нептуна. На это указывает его вытянутая траектория. Расстояние до планеты варьируется от 1 500 000 до 9 600 000 км. Такая траектория могла быть результатом того, что Нереида когда-то была астероидом, или, как Тритон, была привлечена Нептуном из пояса Койпера.

Из-за того, что в момент, когда «Вояджер-2» проходил близко к Нептуну, эта луна находилась на большом расстоянии, аппарат не смог сфотографировать ее в хорошем качестве.

В настоящее время об этом спутнике почти ничего не известно, и он остается самым неизученным из спутников Нептуна.

Галимеда

Галимеда считается неправильным спутником Нептуна. Диаметр орбиты достигает почти 16 000 000 км, а период вращения более 1800 дней. В то же время, как и у большинства далеких спутников, размер Галимеды совсем небольшой — 48 км в диаметре.

Снимок Галимеда со звездами на заднем плане

Как и Тритон, Галимед вращается в направлении, противоположном вращению Нептуна. Галимед и Нереида имеют много визуального сходства, что побудило ученых предположить, что когда-то они были луной, которая раскололась на части. На это указывает и расчет вероятности их столкновения в прошлом.

Сао

Диаметр орбиты спутника составляет 22,4 миллиона километров, а его предполагаемый размер — 44 километра. Из-за того, что этот спутник тоже нерегулярный, о нем мало что известно.

Из достоверных фактов ученые смогли предположить, что Сао вращается в резонансе Козаи. По его словам, наклон траектории тела и его эксцентриситет (сжатие траектории в эллипс) обратно пропорциональны.

Лаомедея

О нем известно очень мало из-за его удаленности от планеты. Диаметр его орбиты составляет 23 600 000 км, расчетный размер — 42 км. Совершите оборот вокруг планеты за 3167 дней.

Псамафа

Существует теория, что два последних спутника Нептуна когда-то были одним, но в результате неизвестных обстоятельств они разошлись. На это указывает сходство и близость их траекторий.

Псаматха, спутник Нептуна

Хотя средний диаметр орбиты Псаматы составляет 46,7 млн ​​км, в самой дальней точке она удаляется от планеты почти на 68 000 000 км. Это можно сравнить с расстоянием от Меркурия до Солнца (70 000 000 км). В связи с этим один оборот вокруг планеты занимает целых 25 лет.

Несо

Последний спутник Нептуна. Он путешествует по планете более 25 лет, что на данный момент является самым продолжительным во всей системе. Диаметр его орбиты более 48 000 000 км, а размер всего 60 км. В самой дальней точке Несо находится на расстоянии 72 млн км от планеты.