Спутники Юпитера: внутренние и внешние, классификация по группам, названия, масса и даты открытия

Спутники Юпитера — естественные космические объекты, вместе с кольцами планеты образующие вокруг нее систему. Обычно их делят на подгруппы, классифицируют по направлению вращения, местонахождению — на внешней или внутренней орбите. Даже сегодня на разных расстояниях вокруг Юпитера астрономы продолжают открывать новые спутники — те, которые раньше было невозможно увидеть с помощью обычной оптики.

Сколько спутников у Юпитера и когда их открыли

История умалчивает о том, был ли первым обнаружен ближайший к Юпитеру спутник или его соседи. Известно только, что заслуга в их открытии принадлежит Галилео Галилею. Ученый во время наблюдений в телескоп в 1610 году увидел крупные спутники Юпитера: Ганимед, Каллисто, Ио и Европу. Позже эту группу стали обозначать по имени первооткрывателя. Но сам Галилей называл их «звездами Медичи», в честь покровившего его Козимо II Медичи.

Авторство открытия спутников Юпитера в 17 веке считалось спорным. Астроном немецкого происхождения Симон Майр (Мариус) утверждал, что за несколько дней до этого открыл 4 небесных тела. Так или иначе, но именно этот ученый впервые составил таблицы движения спутников Юпитера, отметив их непостоянную яркость. Их современное название, вдохновленное древнегреческой мифологией, также было дано Мариусом.

Долгое время все наблюдения велись с Земли. Даже с помощью простейшей оптики к 1979 году астрономы открыли 13 спутников Юпитера. Затем во время пролета аппарата «Вояджер-1» были обнаружены еще 3 таких объекта.

Спутники Юпитера: внутренние и внешние, классификация по группам, название, масса и дата открытия

Разнообразие спутников Юпитера

Время крупных открытий наступило после 1999 года. После ввода в эксплуатацию телескопов нового поколения удалось за короткое время открыть еще 49 спутников. Последним обнаруженным объектом был EJc0061. Он был рассчитан в 2021 году на основе анализа данных Гавайского университета астрономом-любителем из Канады.

По состоянию на 2022 год количество спутников Юпитера достигнет 80. Некоторые из них классифицируются как ретроградные.

Спутники Юпитера: описание и характеристики

Большинство астрономов без труда назовут самый большой спутник Юпитера или самый далекий. А вот с другими параметрами могут возникнуть сложности. Подробный обзор всех спутников Юпитера поможет разобраться в классификации и других данных.

Главные (галилеевы) спутники

Вся система спутников Юпитера состоит из объектов различных размеров и однородных форм. Группа Галилея представляет особый интерес для наблюдений. Рассмотреть их в небе, при особо удачном стечении обстоятельств, можно даже без дополнительной оптики. Их хорошо видно даже в обычный домашний телескоп или бинокль.

Галилеевы спутники Юпитера

В XVII веке ответ на вопрос: сколько спутников у Юпитера, был очевиден. Астроном знал только о 4 «галилеевых» небесных телах. Они отличаются от всех остальных большими размерами, сферической формой и массой, сравнимой со спутником Земли или планетой Меркурий. Все остальные спутники вокруг Юпитера гораздо меньше по размеру и массе, и их форму сложно назвать правильной.

Эти небесные тела получили известные названия только в 20 веке, когда официально был введен в обращение вариант их названия, предложенный Мари. Эту систему часто сравнивают с солнечной системой. Интересно, что Ганимед больше любой из известных планет. Предполагается, что на Европе существует жизнь — там есть океан, Ио больше известен своими вулканами. Эти три спутника находятся в орбитальном резонансе с отношением периодов 4:2:1.

Название галилеева спутника Диаметр, км Вес (кг Средний радиус ВПП, км
И приблизительно 3643 8,93 х 1022 421 700
Европа 3122 4,8×1022 671 100
Ганимед 5268 1,48 х 1023 1 070 400
Каллисто 4821 1,08 х 1023 1 882 700
Сравнение параметров галилеевых спутников

Ио

Спутник с самой короткой орбитой имеет радиус всего 421 800 км. Ио совершает один оборот вокруг планеты за 1,77 дня. Собственный диаметр небесного тела 3643 км, масса 8,93х1022 кг.

Европа

Самый маленький из галилеевых спутников. Диаметр достигает 3122 км при массе 4,8х1022 кг. Европа преодолевает орбиту радиусом 671 100 км за 3,55 дня.

Ганимед

Самый большой спутник Юпитера. Его диаметр достигает 5268 км при массе 1,48х1023 кг, а радиус орбиты достигает 1070400 км. Ганимед совершает один оборот вокруг Юпитера за 7,16 суток.

Каллисто

Орбита этого спутника самая длинная, радиусом 1882700 км. Оборот Каллисто вокруг Юпитера занимает 16,69 суток. Диаметр спутника 4821 км, масса 1,08х1023 кг.

Спутник Юпитера Каллисто

Такая удаленность сказывается на плотности вещества спутника. Это самая низкая из группы, Каллисто почти полностью находится под поверхностью воды.

Внутренние спутники

Когда вы изучаете спутники Юпитера, то видите, что их названия восходят к греческому языку. Но это не единственное, что удивляет ученых небесными телами. Ближе других к ней находится группа внутренних спутников Юпитера. У нее есть второе имя. Группа Амальтеи относится к тем объектам, орбиты которых максимально смещены к поверхности планеты. В него входят 4 спутника, расположенных внутри колец Юпитера.

Спутник из группы Амальтея Габариты, км Массы спутников Юпитера, кг Средний радиус ВПП, км
Метис 60x40x34 3,6 х 1016 128000
Амальтея 250 х 146 х 128 2,08 х 1018 181365,84 (с погрешностью 0,02 км)
Адрастея 20x16x14 Около 2×1015 129 000
Фивы 116x98x84 4,3 х 1017 218 000–226 000
Сравнение параметров внутренних спутников Юпитера

Амальтея

Самый крупный спутник в группе, по размерам его превосходят только галилеяне. Ученые предполагают, что он образовался за пределами орбиты Юпитера, но был захвачен им из Солнечной системы. Амальтея имеет свои внешние кольца. Спутник неправильной формы, внутри орбиты есть собственное «паутинное кольцо». Амальтея была открыта в 1892 году.

Спутник Юпитера Амальтея

Метида

Он находится ближе всего к поверхности планеты. Другое имя Юпитер XVI. Его обнаружили благодаря снимкам «Вояджера-1» в 1979 году. Спутник неоднороден по форме, так как подвержен приливному захвату со стороны планеты. Метис всегда обращен к единому своей длинной осью.

Адрастея

Другое название спутника – Юпитер XV. Он расположен почти так же близко к поверхности планеты, как и Метис. Спутник был обнаружен в 1979 году американскими астрономами при изучении снимков с космического корабля «Вояджер-2». Официальное название ему дали только в 1983 году.

Фива

Самый удаленный от Юпитера объект среди спутников группы Амальтеи. Фивы были обнаружены в 1979 году после того, как их увидели на тестовых изображениях, отправленных «Вояджером-1».

Известно, что орбита спутника ранее находилась в резонансе с Ио, что сказывалось на наклоне относительно экватора и показателях его эксцентриситета. В Фивах есть собственное кольцо.

Непостоянные спутники группы Ананке

У Юпитера много спутников с ретроградными орбитами — их еще называют нестабильными. Эти небесные тела вращаются в направлении, противоположном направлению движения планеты вокруг своей оси.

В астрономии все спутники с ретроградными орбитами обозначаются буквой «е» в конце. Иногда из-за этого приходится коверкать имя мифического персонажа, в честь которого получено имя.

Все спутники группы Ананке относятся к нерегулярным. Они имеют естественное происхождение, но не двигаются по общепринятым законам. Основных спутников 8, в расширенном списке 16. Сюда же входят Evporie, Gelike, Hermippe, Orthosie, Telksinoe, S/2003 J 3, S/2003 J 15, S/2003 J 18.

Спутник для группы Ананке Габариты, км Масса Средний радиус ВПП, км
Ананке 28 3х1016 кг 20 439 111
Иокаста 5 1,9х1014 кг 20 722 584
Тиона четыре 9х1013 кг 20 940 000
Праксидический 7 4,3х1014 кг 20 823 967
Гарпалик четыре 12×1014 кг 21 063 832
Эванте 3 45 р 21 030 854
Воспоминание 2 1,5х1013 кг 21 129 787
S/2003J16 2 1,5х1023 кг 20 512 500
Спутники группы Ананке

Ананке

Главный спутник в группе носит второе имя Юпитер XII. Обнаружен в сентябре 1951 года во время наблюдений из обсерватории Маунт-Вилсон. Один оборот вокруг Юпитера спутник делает за 629 дней 18 часов 29 минут.

Местоположение спутника Ананке

Иокасте

Спутник известен под другим названием Юпитер XXVII. Обнаружен астрономами Гавайского университета в 2000 году. Постоянное название он получил спустя 2 года. Один оборот вокруг планеты занимает у Джокасты 631 день 12 часов

Тионе

открыт в декабре 2001 года. Также известен как Юпитер XXIX. Спутник совершает оборот вокруг планеты за 627 дней 7 часов.

Праксидике

Другое название спутника – Юпитер XXVII. Открыт в ноябре 2000 года вместе с другими объектами. Он совершает один оборот вокруг планеты за 625,3 дня.

Спутник Юпитера Праксидика

Гарпалике

Другое название спутника – Юпитер XXII. Открыт в 2000 году. Постоянное название получил в 2003 году. Полный оборот вокруг планеты совершает за 623,3 дня.

Считается, что структура почвы на Гарпалике силикатная.

Эванте

Обнаружен в 2001 году исследователями из Гавайского университета. Он совершает один оборот вокруг Юпитера за 620,6 дня.

Мнеме

Обнаружен 6 февраля 2003 года исследователями Гавайского университета. Свое постоянное название она получила в 2005 году. Один оборот вокруг Юпитера она совершает за 620 дней.

S/2003 J 16

Один из самых молодых спутников Юпитера по дате открытия. У него пока нет постоянного названия. Полный оборот вокруг планеты он совершает за 616 дней 8 часов 38 минут.

S/2003 J 16 — один из новых спутников Юпитера

Спутники группы Гималии

Не самые интересные спутники Юпитера с точки зрения астрономических наблюдений. Группа получила свое название от своего крупнейшего объекта. Все спутники имеют схожие параметры своих орбит, в основном относятся к группе нерегулярных.

Имя группового спутника Размеры в км Вес (кг Радиус пути или большая полуось, км
Гималаи 170 4,2 (с погрешностью 0,6)х1018 11 460 000
Свинец 20 1,09 х 1016 11 098 480
Лиситея 36 6,3 х 1016 11 665 380
Элара 86 8,66 х 1017 11 740 000
Диа Около 4 км Около 9×1013 12 297 000
Пандья Около 3 км 0,0015 х 1016 11 494 801
Это так 3 11 483 000
Сравнение параметров спутников Гималайской группы

Гималия

Нерегулярный спутник, один из крупнейших в этой категории. Также известен как Юпитер VI. Обнаружен в 1904 году исследователем Ликской обсерватории.

Свое современное название она получила в 1975 году. Полный оборот вокруг планеты Гималия совершает за 250,56 суток.

Леда

Обнаружен астрономом Ковалем в 1974 году, замечен на фотопластинках из Паломарской обсерватории. Он совершает полный оборот за 240,92 дня. У него есть и другое название — Юпитер XIII. Спутник нестандартный.

Спутник Юпитера Леда

Лиситея

Другое название – Юпитер X. Это обычный спутник, который был открыт в июле 1938 года астрономом обсерватории Маунт Вильсон. Он совершает оборот по орбите за 259,20 дня.

Элара

У него есть другое имя Юпитер VII. Неправильный спутник был обнаружен астрономом Ликской обсерватории в 1905 году.

Свое официальное название он получил через 70 лет после открытия. Один оборот вокруг Юпитера спутник делает за 259,64 дня.

Дия

Этот спутник неправильной формы был открыт в 2000 году астрономами Гавайского университета. Он был утерян и вновь открыт только в 2012 году. Постоянное имя ему дали спустя 3 года. Он совершает один оборот вокруг Юпитера за 278,21 дня.

Пандия

Отнесен к группе малых внешних спутников Юпитера. Обнаружен в 2017 году астрономами из США. Постоянное название получил в 2019 году. На полный оборот вокруг планеты спутнику требуется 252 дня.

Расположение Пандьи

Эрса

Один из самых маленьких спутников Юпитера. Он совершает один оборот вокруг себя за 252 дня. Открыт в 2018 году астрономом Шеппардом из Института Карнеги.

Спутники группы Карме

На орбите Юпитера находятся различные типы спутников. В группу Карме входят ретроградные непостоянные объекты с похожими орбитами. Считается, что их происхождение связано с разрушением более крупного небесного тела.

Название спутника Габариты, км Вес (кг Средний радиус орбиты или большая полуось, км
Карма Около 23 1,3 х 1017 24 097 020
S/2003J10 Около 2 Около 1,5×1013 22 730 833
S/2017J8 Около 2 23 232 000
Параметры спутников группы Carme

Карме

Самый важный компаньон группы имеет природное происхождение. Вращается ретроградно. Он был обнаружен в 1938 году во время наблюдений в обсерватории Маунт-Вилсон. Постоянное имя спутнику дали в 1975 году, до этого времени использовалось обозначение Юпитер XI. Он совершает полный оборот за 702,28 дня.

Расположение Карме

Тайгете

Спутник с обратным типом орбитального вращения, другое название Юпитер ХХ. Обнаружена в ходе серии наблюдений в ноябре 2000 — октябре 2001 гг. Совершает один оборот за 732,41 дня.

Эвкеладе

Неправильный спутник с другим названием Юпитер XLVII. Он совершает полный оборот за 746 дней 10 часов. Открыт в 2003 г группой под руководством С. Шеппарда.

S/2003 J 5 (Эйрене)

Спутник неправильной группы, обращающийся вокруг Юпитера за 759,7 дня. Он был обнаружен в феврале 2003 года астрономами Гавайского университета, затем утерян и вновь открыт в 2016 году.

Свое постоянное имя Эйрин получил в 2019 году, до этого момента его знали по номеру.

Халдене

Обнаружен в 2000-2001 годах в результате серии наблюдений. Известна под своим вторым названием Юпитер XXI. Он вращается в направлении, противоположном центральному объекту, полный оборот занимает 732,72 дня.

Халден — спутник Юпитера

Исоное

Также известен как Юпитер XXVI. Открыта астрономами Гавайского университета в ноябре 2000 года. Обращение вокруг планеты занимает 725 дней 12 часов.

Калике

В общей группе этот ретроградный спутник имеет более ярко-красный цвет поверхности. Он совершает один оборот вокруг Юпитера за 743 дня. Спутник неправильной формы, обнаружен в 2000 году астрономами Гавайского университета.

Эриноме

Ретроградный спутник Юпитера с полным оборотом 728,3 дня. Оно было обнаружено в 2000 году группой астрономов во время наблюдений на горе Мауна-Кеа. Свое постоянное имя он получил в 2003 году.

Расположение Эриноме

Этне

Небольшой спутник, который обращается вокруг Юпитера за 730 дней 4 часа 19 минут. Известно, что поверхность имеет красноватый цвет.

Этна была открыта в декабре 2001 года астрономами Гавайского университета. Постоянное название ему дали в 2003 году. Спутник также называют Юпитер XXXI.

Кале

Спутник вместе с другими в группе был открыт в 2001 году. Он совершает полный оборот по орбите за 729 дней 11 часов 17 минут. У него есть другое имя Юпитер XXXVII.

Пазифее

Спутник Юпитера с периодом обращения 719,44 дня. Он был обнаружен в 2001 году исследователями из Гавайского университета. Спутник имеет второе имя – Юпитер XXXVIII.

S/2003 J 9

Один из самых маленьких спутников Юпитера. Предположительно, как и другие в группе, он состоит из силикатных пород. Он совершает один оборот вокруг планеты за 683 дня. У спутника пока нет официального названия. Он был обнаружен в феврале 2003 года исследователями из Гавайского университета.

Спутник Юпитера — S/2003 J 9

S/2003 J 10

Спутник неправильной формы, открытый в Гавайском университете командой Скотта Шеппарда в 2003 году. Он совершает полный оборот по орбите за 716 дней 6 часов.

S/2017 J 8

Один из самых маленьких известных спутников Юпитера. Он совершает полный оборот за 720,7 суток.

Спутник был обнаружен в 2017 году благодаря снимкам, сделанным в обсерватории Серро-Толло. Но позже это было обнаружено на более ранних кадрах.

Спутники группы Пасифе

Группа спутников, объединенных обратным вращением относительно Юпитера, близкими орбитами и другими внешними признаками. Ученые предполагают, что все эти объекты образовались после разрушения более крупного небесного тела.

Название спутника группы Пасифе Габариты, км Вес (кг Средний радиус пути или большой полуоси в км
Пасифе 58 3,0 х 1017 22 582 000
S/2003J4 Около 2 Около 1,5×1013 22 048 570
S/2003J2 Около 2 Около 1,5×1013 20 554 390
Сравнение параметров спутников группы Pasiphe

Пасифе

Спутник, давший название всей группе. Впервые его увидел в январе 1908 года астроном из Гринвичской обсерватории. До 1955 года он обозначался как VIII.

Пасифе, спутник Юпитера

Следующие 20 лет его также называли «Посейдоном», но это имя было изменено. Пасифе отличается значительной эксцентричностью. Он делает один оборот вокруг планеты за 708,04 дня.

Аойде

Спутник был запущен в 2003 году. Он совершает один оборот вокруг Юпитера за 761,5 дня. Спутник неправильный, ретроградный.

Синопе

Спутник Юпитера с периодом обращения 1,95 года. Долгое время считался самым удаленным из внешних, пока не были сделаны открытия в начале 2000-х.

Впервые этот неправильный ретроградный спутник наблюдал астроном Ликской обсерватории в 1914 году. Он носит второе название Юпитер IX.

Каллирое

Спутник обратного вращения имеет естественное происхождение. Также называется Юпитер XVII. Каллироэ была обнаружена в 1999 году астрономами, участвовавшими в программе Spacewatch. Первоначально он считался астероидом, но в 2000 году выяснилось, что это спутник с периодом обращения 758,8 суток.

Спутниковое расположение Каллиро

Гегемоне

У него есть и другое название — Юпитер XXXIX. Обнаружена астрономами Гавайского университета в 2003 году. Постоянное название получила в 2003 году. Один оборот вокруг планеты совершает за 739,6 дня.

Киллене

открыт в феврале 2003 года вместе с рядом других спутников. Он совершает один оборот вокруг Юпитера за 737,8 дня. Движение ретроградно.

Мегаклите

Естественный спутник, обнаруженный в 2000 году в ноябре, в ходе серии наблюдений, проведенных астрономами Гавайского университета.

Он совершает один оборот вокруг Юпитера за 752,8 дня.

Автоное

Спутник с регулярной орбитой вокруг Юпитера за 760,95 суток. Он имеет чрезвычайно малые размеры. Впервые замечен во время серии наблюдений в декабре 2001 года.

Спутник Юпитера — Автоное

Эвридоме

Другое имя — Юпитер XXXII. Имеет природное происхождение. Его обнаружили астрономы Гавайского университета в 2001 году. Полный оборот вокруг планеты занимает 717 дней 7 часов.

Спонде

Спутник естественного происхождения, открыт в 2001 году. Свое постоянное название он получил в 2003 году. Период обращения вокруг Юпитера составляет 748,34 дня.

Коре

Обнаружен вместе с группой других спутников в 2003 г. Первоначально обозначался как XLIX. Кора совершает один оборот вокруг Юпитера за 779,2 дня.

S/2003 J 15 (Филофросине)

Спутник открыт в 2003 году. Свое постоянное название он получил в августе 2019 года. Полный оборот вокруг планеты занимает 689,8 суток.

Этот естественный спутник был обнаружен специалистами Гавайского университета. Тогда он считался пропавшим, но в 2016 году снова был найден на снимках.

S/2003 J 23

Безымянный спутник с периодом обращения вокруг Юпитера 732,45 дня. Считается, что поверхность небесного тела образована силикатными породами. Спутник был открыт в 2003 году.

Спутник Юпитера — S/2003 J 23

S/2003 J 4

Спутник обратного вращения. Имеет природное происхождение. Открыт в феврале 2003 года исследователями из Гавайского университета. Полный оборот занимает 723,2 дня.

S/2003 J 2

Спутник естественной неправильной формы с полным периодом обращения 982,5 дня. Во время своего движения она проходит на значительном расстоянии от Юпитера. Открыт астрономами Гавайского университета в 2003 году.

Прочие естественные спутники Юпитера

Ряд спутников Юпитера не входит ни в одну классификационную группу. Таких крупных объектов 3, и каждый из них заслуживает внимания.

Имя Средний диаметр, км Вес (кг Радиус пути, км
Карпо 3 45 р 17 058 000
Валетудо Около 1 18 980 000
Фемисто 8 6,97 х 1014 7 284 000
Другие спутники Юпитера

Карпо

Обнаружен в 2003 г., назван в 2005 г. Природное происхождение. Он совершает один оборот вокруг Юпитера за 465 дней 7 часов 12 минут. Карпо считается одиночным спутником. Есть предположение, что однажды он будет сброшен с орбиты планеты. По другой теории, его орбита пересечет галилеевские спутники, произойдет столкновение.

Карпо — спутник Юпитера

Валетудо

Один из самых маленьких внешних спутников Юпитера. Обращения вне группы, на 533,3 дня. Спутник был обнаружен в 2016 году исследователями из Гавайского университета. Он был признан IAU в 2018 году.

Фемисто

Нерегулярный спутник с прямой орбитальной циркуляцией. Открывался дважды, в 1975 и 2000 годах. Также встречается под названием Юпитер XVIII. Фемисто вращается вне группы. Он совершает один оборот вокруг планеты за 129,95 суток.

Уникальный во многих отношениях, Юпитер имеет гораздо больше спутников или лун, чем любая другая планета в Солнечной системе. Каждый из них заслуживает особого внимания. А какие спутники Юпитера были вам известны раньше? Расскажите в поле для комментариев.