Стратосфера: основные факты, характеристики, особенности

Стратосфера — часть атмосферы, которая на определенной высоте по плотности напоминает воздух у поверхности Марса. И именно в этой местности расположен знаменитый озоновый слой, о котором постоянно беспокоятся экологи.

Стратосфера: что это такое?

С научной точки зрения стратосфера — это атмосферный слой, лежащий между тропосферой и мезосферой. Открыт он по историческим меркам не так давно – в 1893 году, благодаря развитию авиационной техники и созданию аэростатов для изучения атмосферных показателей на больших высотах.

Запуск воздушного шара

Француз Леон Филипп Тейсерен де Бор после 540 запусков воздушных шаров обнаружил, что на определенной высоте температура воздуха перестает падать и постепенно повышается. Об открытии изотермической границы в атмосфере ученый сообщил 28 апреля 1902 года в Парижской академии. Именно Тейсерен де Бор ввел в науку термин «стратосфера» и первым объяснил, что это такое.

На какой высоте находится стратосфера

На данный момент известно, что высота стратосферы различна: ее нижний предел находится выше тропопаузы, в 7-16 км от поверхности Земли, а верхний заканчивается стратосферой, в 50-55 км над уровнем моря. Но это не жесткие рамки.

Высота нижней части постоянно меняется в зависимости от времени года, а также от местоположения: от полюсов до экватора. Так летом в тропических и субтропических районах она выше, на высоте около 10-16 км. Зимой и у полюсов она снижается до 6-10 км.

Характеристики стратосферы

По сравнению с нижней тропосферой состав воздуха внутри стратосферы более однороден, но плотность газов значительно меньше. И это не единственная характеристика этого атмосферного слоя.

Состав газа Озон, кислород, азот и инертные газы. В нижних слоях находится аэрозоль серной кислоты из вулканических выбросов
Облачность Так сказать ноль. Водяного пара очень мало. До высоты 20-25 км в северной части Европы и над Аляской могут появляться тонкие перламутровые облака
Температура увеличивается с высотой от -70°С до 0°С
Плотность Воздух очень разрежен. На высоте около 35 км она составляет 1% плотности поверхности планеты и сравнима с плотностью Марса.
Движение воздушных масс Вертикаль почти отсутствует. Горизонтальные ветры достигают 200 км/ч
Таблица: Характеристики стратосферы

Строение, структура, слои стратосферы

В науке выделяют несколько слоев стратосферы в зависимости от изменения температуры воздуха.

Их названия и общие отличия были предложены в 1902 году тем же французом Тейсереном де Бором:

1. Тропопауза. В норме через каждые 100 м тропосферы температура воздуха падает примерно на 0,5 градуса Цельсия. Но на высоте около 7-16 км этот процесс постепенно останавливается на отметке от -56,5 до -70 °С. Область, где снижение температуры замедляется, называется «тропопаузой».
  2. Изотермическая граница или нижний слой стратосферы. Находится на расстоянии 11-25 км от уровня моря. В этом слое температура в стратосфере остается стабильной на уровне -56,5 °С. Но может немного подняться.
  3. Инверсионная область или верхняя стратосфера. В интервале от 25 до 40 км, как следует из названия, начинается обратный процесс. С набором высоты воздух начинает постепенно прогреваться. На верхней границе слоя температура уже достаточно комфортна для человека и составляет +0,8 °С.
  4. Стратопауза. Это верхняя часть стратосферы на высоте 40-55 км. Температура в этом слое остается более или менее стабильной и колеблется около 0 °С.

Структура стратосферы

Выше границы стратосферы начинается мезосфера, где воздух снова теряет тепло и становится холоднее с каждым километром набора высоты.

Полеты в стратосфере

Фактически вся гражданская авиация летает исключительно в тропосфере. Выше возвышается лишь небольшая часть самолета. Во-первых, это метеозонды, подобные тем, что использовались еще в 19 веке. По сути, это обычные, но очень прочные воздушные шары. Они оснащены комплексами электронной аппаратуры для наблюдения за атмосферой и передачи данных ученым для исследования и наблюдения за погодными условиями.

В авиационном сообществе стратосферу называют «почти космосом» из-за ее свойств. Низкие температуры, спертый воздух и высокий уровень солнечной радиации создают ужасные условия для выживания человека.

Но это не значит, что в этом слое атмосферы не появлялись люди:

1. 27 мая 1931 года Пол Кипфер и Огюст Пикар стали первыми стратонавтами, достигшими высоты 15 875 м. Год спустя Огюсту Пикару удалось преодолеть отметку в 16 км.
  2. В 1933-1935 годах началось соревнование между СССР и США. Советским стратонавтам Прокофьеву, Бирнбауму и Годунову в 1933 году удалось подняться на высоту 19 км. Следующая команда в 1934 году покорила высоту 22 км, но разбилась при спуске. В рамках проекта American Explorer 1933-1935 годов Альберт Стивенс и Орвил Андерсен смогли повторить восхождение на высоту 22 км.
  3. В 1959-1962 годах в США стартовал проект «Эксельсиор» по изучению новых самолетов и парашютных систем. Из 6 стратонавтов погибло 3 человека, но в 1960 году рекорд высоты был обновлен на 26 км. Для справки, тогда же в 1961 году в космос полетел Юрий Гагарин.
  4. В 1961 году была запущена научная программа StratoLab. Один из стратосферных самолетов достиг высоты почти 35 км. Ученые Малкольм Росс и Виктор Претер использовали для защиты скафандры.

Сверхзвуковой самолет пересекает стратосферу

В настоящее время люди летают в стратосфере в основном только в кабинах сверхзвуковых самолетов. Но есть и те, кто продолжает испытывать пределы человеческой выносливости. В решении, на какую высоту в стратосфере можно выпрыгнуть из самолета с парашютом, победителем стал вице-президент Google. В 2014 году 57-летний офисный работник Алан Юстас совершил удачный прыжок с высоты 41 419 м.

Алан Юстас рассказывает о своем прыжке из стратосферы

Разрушение озонового слоя стратосферы: как происходит и чем опасно

Важнейшим свойством стратосферы, о котором всегда нужно помнить, является озон. Это специфический газ, который заполняет весь этот слой атмосферы. Под воздействием солнечного излучения кислород О2 расщепляется и собирается в новую молекулу О3, которая называется озоном.

Стратосфера: основные факты, свойства, функции

Получите молекулу озона (O3)

На самом деле его очень мало — всего 0,00003% от массы атмосферы. При нормальном давлении толщина озонового слоя в стратосфере составит всего 4 мм. Это вещество токсично и не подходит для дыхания, но является барьером, защищающим все живое на планете. Озон отражает ультрафиолетовые лучи, которые могут вызывать генетические мутации и разрушать органические клетки. Следовательно, над озоновым слоем жизни нет.

Но с 1970-х годов экологи стали активно беспокоиться об истощении озонового слоя и связанных с ним опасностях для человечества. Есть 3 основные причины ослабления защитного щита планеты.

Соединения ХФУ

В 1930-х годах ученые разработали соединения хлора, фтора и углерода, которые получили название фреонов или CFC (CFCs в английских источниках).

Они нашли широкое применение в промышленности:

• хладагент в холодильниках и кондиционерах, заменяющий высокотоксичные аммиак и оксид серы;
  • выталкивающая основа газовых баллончиков;
  • основа парфюмерно-медицинских аэрозолей;
  • пенообразователь в производстве полиуретана.

Старые приборы содержат фреон

Однако оказалось, что фреон, попадая в стратосферу, разрушается ультрафиолетовым излучением и высвобождает свободные атомы хлора. В свою очередь, они активно взаимодействуют с защитным барьером планеты, разрывая связь с молекулами кислорода. 1 атом хлора разрушает 100 000 молекул озона. Это послужило причиной постепенного отказа от использования фреона в промышленности и замены его хлорфторуглеродными соединениями, которые уже разрушаются в тропосфере.

Оксиды азота

Соединения N2O, попадая в озоновый слой, «забирают» лишние молекулы кислорода и превращаются в 2 молекулы NO. Это приводит к постепенному истончению газовой оболочки.

Обычно оксиды азота могут преодолевать расстояние до стратосферы только благодаря вулканическим выбросам. Поэтому их влияние было минимальным. Но теперь озоноразрушающие химикаты перемещаются через атмосферу в больших количествах благодаря сверхзвуковым истребителям и использованию азотных удобрений.

И если в стратосфере ничтожно мало самолетов, то весь мир использует азот для выращивания сельскохозяйственных культур. В 2019 году первая десятка стран произвела 72,1 млн тонн азотных удобрений.

Истончение и дыры в озоновом слое

В 1980-х годах ученые заметили, что толщина защитного барьера стратосферы на Южном полюсе уменьшилась вдвое, за что он получил прозвище «дыра». Тот же процесс, хотя и в меньших масштабах, наблюдался на Северном полюсе. Это опасный процесс, отражающий негативное влияние человека на планету. Но в целом люди в этих регионах практически не появляются, поэтому на проблему мало кто обратил внимание.

разрушение озонового слоя над Антарктидой в 1998 г

Однако в 2018 году исследователь Уильям Болл опубликовал статью с новыми данными в журнале Atmospheric Chemistry and Physics. В своей работе он доказал, что «дыра» над Южным полюсом затягивается. Но в то же время озоновый слой над умеренными широтами начал истончаться, как компенсаторный механизм. В результате почти все развитые страны находятся под прямой угрозой.

Это не значит, что завтра произойдет что-то непоправимое. Но без изменения отношения к атмосферным выбросам и новых мер по защите стратосферы человечество в будущем столкнется с проблемой защиты людей, растений и животных от ультрафиолетового излучения.